Модернизация вертолета Ми-24

Многие вертолеты прошли или проходят модернизацию по различным программам, что обходится дешевле, чем разработка новых образцов вертолетов.Все программы модификации и модернизации Ми-24 в России проводятся под руководством разработчика машины, ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля», и при активном участии ОАО «Роствертол».В основном предлагаются варианты комплексной модернизации  с продлением срока службы, заменой трансмиссии, модернизацией авионики и комплекса вооружения.



В частности, на Ми-24/35 применены отдельные конструктивные элементы, разработанные для Ми-28Н/НЭ: новые втулка несущего винта, композиционные лопасти несущего винта и Х-образный рулевой винт. Среди наиболее заметных конструктивных изменений  крыло меньшего размаха, модифицированное шасси и пр. На вертолеты ставились двигатели ТВЗ-117ВМА, сегодня доступен также вариант ТВЗ-117ВМА-СБМ1 В, разработанный недавно АО «Мотор Сич».Для многих эксплуатантов приоритетным была модернизация комплекса вооружения, особенно ПТРК: вместо старых комплексов «Фаланга-П» и «Штурм-В» устанавливался ПТРК «Атака-В» с ПТУР 9М120. Кроме того, могут быть размещены блоки с ЗУР комплекса «Игла-В», предназначенные для поражения вертолетов и малоскоростных Л А, а 12,7-мм пулемет заменен на двухствольную 23-мм пушку ГШ-23Л.

Наиболее дорогим элементом во многих программах модернизации является замена комплекса авионики, включая установку в кабинах летчиков многофункциональных дисплеев, совместимых с очками ночного видения, и применение
современных образцов оптико-электронных и тепловизионных систем, обеспечивающих всепогодное и всесуточное применение вертолетов. Также на машины устанавливаются современные бортовые комплексы обороны и РЭБ.


Российские военные в 2004 году получили первые пять из 14 вертолетов Ми-24П, модернизированных под стандарт Ми-24ПН («Н»  от «ночной»). По данным открытых источников, с 2006 года в российскую армию стали поступать вертолеты Ми-24ВП-М и Ми-24ВП-И, а на экспорт данные модификации были предложены в вариантах Ми-24ВК-1/ВК-2. Они отличаются модернизированными оптико-электронными прицельными системами, неукороченным крылом с четырьмя узлами подвески, на двух из которых могут подвешиваться модифицированные для вертолетов УР Р-64В.Следующим вариантом стал Ми-24ВМ, отличающийся неубирающимся шасси, несущим и рулевым винтами от Ми-28Н/НЭ, новыми всепогодным комплексом авионики и бортовым комплексом обороны, а также модифицированным комплексом вооружения в составе подвижной установки У-23 с 23-мм пушкой ГШ-23Л, ПТРК и УР «воздух—воздух» типов Р-64В и «Игла-В». Его экспортный вариант Ми-35М.Кроме российских компаний, различные программы модернизации предлагают и зарубежные компании  израильская «Татат»

(IAI Татат Mission 24), французские «SAGEM» и «Sextant Optronique», британская «ВАЕ Systems» и южно-африканская «Advanced Technologies and Engineering» (справа вверху). Последняя предлагает несколько вариантов модернизации под названием ATE SuperHind. В основном они затрагивают модернизацию авионики и специализированного оборудования, но также предусматривается и установка зарубежных образцов вооружения.В частности, ATE SuperHind может нести ПТУР Ingwe, а вариант Mk III имеет полностью переделанную носовую часть фюзеляжа. Первым заказчиком такой машины стал Алжир.В начале 2003 года Чехия, Венгрия, Польша и Словакия достигли соглашения о модернизации более ста Ми-24Д/В под стандарт НАТО, но затем оно было аннулировано.В 2004 году «ВАЕ Systems» была выбрана для модернизации двух польских Ми-24Д, но затем Польша отказалась от модернизации парка Ми-24. В 2005 году Болгария подписала с израильской «Elbit» контракт на модернизацию 12 Ми-24 и шести Ми-17, но в 2007 году он был отменен.