МиГ-31 на службе ВВС России

МиГ-31 продолжают составлять основу сил истребителей-перехватчиков ВВС России. Значительное число этих самолетов было доработано до стандарта МиГ-31БМ с новыми ракетами «воздух—воздух» и усовершенствованной РЛС «Заслон-М», что позволяет им продолжать службу в наши дни.


Вначале 2013 года в составе российских ВВС насчитывалось от 150 до 200 МиГ-31, включая ранее доработанные МиГ-31Б и МиГ-31БС. Они находятся на вооружении шести полков перехватчиков, развернутых на направлениях возможного появления скоростных целей. Известными базами являются Котлас-Савватия в Архангельской области, Большое Савино под Пермью и Канск в Красноярском крае. В дополнение к развернутым самолетам еще около 50 машин находятся в резерве и поддерживаются в летном состоянии, а еще более сотни МиГ-31 стоят на хранении в Липецке. Эти самолеты могут быть доработаны до стандарта МиГ-31БМ.В 2010 году российские ВВС развернули программу по глубокой модернизации своего парка МиГ-31 в более совершенный вариант (описан ранее) с новыми РЛС, системой вооружения, средствами поражения и оборудованием кабины. По словам бывшего Главнокомандующего ВВС России генерала Александра Зелина, модернизация «удвоит боевые возможности» МиГ-31, что позволит ему остаться эффективным защитником воздушных рубежей.

К середине 2011 года модернизацию прошли около 20 МиГ-31 из первого контракта на 30 самолетов. В то же время Министерство Обороны выдало РСК МиГ на модернизацию еще 30 самолетов для доведения их до стандарта МиГ-31БМ. Модернизация парка самолетов может быть продолжена.От 20 до 40 старых МиГ-31 и МиГ-31Б имеется в распоряжении ВВС Казахстана — единственного оператора за пределами России. Эти самолеты достались им после распада СССР в 1991 году.В 2007 году Сирия заказала восемь самолетов экспортной модификации МиГ-31Е, но позднее заказ был заморожен. Считается, что это произошло из-за отсутствия у Сирии средств или в результате политического давления со стороны Израиля.