Германские и советские самолеты в небе Испании

В 20-е годы германские ВВС (точнее, то, что уцелело от них в условиях действия ограничений Версальского договора) стали, пожалуй, важнейшим союзником советских ВВС. И Германия, и СССР для других стран Европы были париями. Не удивительно, что они объединили свои усилия в военной области.Этот необычный союз прекратил свое существование в 1933 году с приходом к власти Гитлера. Теперь Германию и Советский Союз разделяли не только идеологические разногласия. Определяющим фактором для окончания сотрудничества в области авиации стало решение Штлера отказаться от соблюдения условий Версальского договора. Германия больше не нуждалась в кооперации, и в апреле 1933 года было образовано министерство авиации Рейха. Вскоре все мелкие авиационные предприятия, возникшие в короткий период заигрывания с демократией в Германии, укрупнили. Глава министерства авиазаводах Герман Геринг, ас Первой мировой войны, пользуясь тесными отношениями с Гитлером, постоянно увеличивал бюджет Люфтваффе. На немецких авиазаводах резко вырос объем производства и начался выпуск истребителей новых типов.


Впервые новейшие германские и советские самолеты столкнулись в боях в ходе Гражданской войны 1936-1939 годов в Испании. Советский Союз поддерживал республиканцев социалистического толка, оказывая им помощь военной техникой и специалистами. Германия и Италия сделали ставку на националистов генерала Франко.Официально СССР лишь обеспечивал подготовку испанских летчиков, но на самом деле в Испании множество советских летчиков-добровольцев принимало непосредственное участие в боях. На начальном этапе войны германские бипланы Не 51 полностью проиграли войну в воздухе советским монопланам И-16. Немцы полагали, что, уступая противнику в скорости, биплан Не 51 вполне компенсирует этот недостаток за счет отменной маневренности. Однако воздушные бои показали приоритет скорости над маневренностью. Летчики И-16 диктовали пилотам бипланов условия боя, а в случае необходимости с легкостью отрывались от противника.

Положение в корне изменилось в 1937 году с появлением бомбардировщиков Не 111 и истребителей Bf 109. К концу 1937 года господство в воздухе перешло к фашистской авиации. Опыт Гражданской войны, в ходе которой была потеряна четверть отправленных в Испанию советских самолетов, позволил сделать ряд выводов. Главный из них состоял в необходимости разработки новых самолетов, не уступающих самым современным германским машинам.