Эксплуатация МиГ-25 в постсоветское время

Поступивший на вооружение в конце 1960-х годов, МиГ-25 демонстрировал резко возросшие летные характеристики. Эффективный в применении и надежный в эксплуатации этот самолет стал основой сил перехватчиков ПВО и разведывательных частей ВВС на заключительном этапе холодной войны.Первым вариантом МиГ-25, поступившим на вооружение, стал самолет-раз-ведчик. МиГ-25Р стали сходить со сборочной линии завода в Горьком в 1969 году, и вскоре началась их передача частям ВВС. Первые самолеты были поставлены в учебный центр в Липецке для переобучения (двухместные учебные машины еще отсутствовали) и эксплуатационных испытаний. Первым боевым подразделением, перевооружившимся на МиГ-25, стал Гвардейский разведывательный полк в Шаталово под Смоленском в Московском военном округе. Боевые части обычно имели эскадрилью МиГ-25 для высотной разведки в дневных условиях и эскадрильи Як-27Р и Як-28 для разведки с малых высот и в ночное время.


Вариант МиГ-25РБ начал службу в декабре 1970 года первоначально в полку ВВС на Украине. Пять полков МиГ-25РБ несли дежурстве на базах в Польше и ГДР, включая восточногерманские Велзов и Вернойхен. На последней базе был размещен 931-й ОРАП, эксплуатировавший МиГ-25РБТ и МиГ-25РБВ до вывода советских войск из Восточной Европы в 1992 году.Разработка перехватчика МиГ-25П шла с отставанием из-за сложности самолета и его систем. Первая партия машин была поставлена в учебный центр ПВО и полк под Горьким в 1969 году для обучения, отработки тактики и эксплуатационных испытаний.Полномасштабный выпуск МиГ-25П был развернут в Горьком в 1971 году, а на вооружение строевых частей машина начала поступать в 1973 году. Первыми получили эти самолеты полки,базировавшиеся под Москвой, Киевом, Пермью, Баку и Ростовом, а также части на Севере и Дальнем Востоке. В основном освоение новой машины проходило гладко, а уровень аварийности был невысоким, даже несмотря на то, что многие из полков переходили на МиГ-25 со старых МиГ-17.

Усовершенствованный вариант МиГ-25ПД был разработан в срочном порядке после того, как в 1976 году Виктор Беленко угнал МиГ-25П в Японию. Самолет был официально принят на вооружение в 1979 году. Среди частей, получивших эти перехватчики, были два полка в Восточной Германии: 933-й ИАП в Пархиме и 787-й ИАП в Финове. В их задачу входило воспрепятствование применению в Восточной Европе самолетов-разведчиков SR-71, действовавших с территории Великобритании.После распада СССР в 1991 году МиГ-25 достались многим новообразованным государствам  Азербайджану, Беларуси, Казахстану, Туркменистану и Украине.Азербайджанские МиГ-25РБ и МиГ-25ПД принимали участие в военном конфликте с соседней Арменией в 1992 году. Казахстан, получивший два разведывательных полка МиГ-25 в 1991 году, списал эти самолеты после десятилетней эксплуатации.

Участие МиГ-25 в Афганской войне было очень незначительным  они вели высотную фоторазведку афганской территории в 1980 году. Но российские МиГ-25РБ гораздо шире использовались во время второй Чеченской кампании в 1999 году.К первой половине 2000-х годов МиГ-25 были в основном сняты с вооружения в России и других странах СНГ. Последние МиГ-25ПД использовались для тренировок в Краснодаре. Все они были списаны в 2008 году.Примечательное исключение составили самолеты подавления ПВО МиГ-25БМ «Foxbat-F». Этот последний вариант был принят на вооружение в 1988 году. Не имея перспектив замены, эти замечательные самолеты продолжают действовать в смешанных группах строевых полков ВВС. Небольшое число МиГ-25БМ может находиться в Липецке для отработки тактики и различных исследований.Еще одним примечательным исключением является МиГ-25ПУ фирмы «RUS Adventures». Она предлагает платежеспособным клиентам «прокатиться» на высоте 25 000 м со скоростью М=2,65.