Эксплуатация МиГ-23 разным армиями мира

Помимо стран Варшавского договора МиГ-23 в значительных количествах состояли на вооружении еще более 20 стран мира.МиГ-23 был очень удачным истребителем 3-го поколения, но к настоящему времени ему на смену почти повсеместно пришли более совершенные самолеты, хотя в некоторых странах МиГ-23 продолжали эксплуатировать и в 2013 году.


Азия


Китай: после разрыва Египтом отношений с Москвой шесть экс-египетских МиГ-23МС/БН/УБ Каир передал Китаю для проведения оценочных испытаний.

Индия: ВВС Индии стали одним из крупнейших покупателей МиГ-23. Поставки первых из 95 МиГ-23БН и 15 МиГ-23УБ начались в декабре 1980 года. Для решения задач ПВО Индия закупила 40 МиГ-23МФ в качестве промежуточной меры по противодействию F-16 ВВС Пакистана до поступления МиГ-29 и Dassault Mirage 2000. В 1982 году МиГ-23 вооружили 223-ю и 224-ю эскадрильи. В 1989 году 223-я эскадрилья была перевооружена МиГ-29, а все МиГ-23 сосредоточили в 224-й эскадрилье, где они эксплуатировались до 2007 года. Уцелевшие Миг-23УБ летали и в 2012 году, на них поддерживают летные навыки пилоты МиГ-27.

Северная Корея: в сентябре 1984 года ВВС КНДР стали первым импортером МиГ-23МЛ. КНДР получила порядка 45 таких истребителей и несколько спарок. В 2012 году МиГ-23 еще оставались на вооружении.

Вьетнам: на вооружении ВВС Вьетнама МиГ-23 не состояли, но в Камрани в 1980-е годы базировалась эскадрилья МиГ-23МДД (и бомбардировщики Ту-1 б) ВВС СССР. Советские истребители и бомбардировщики находились в Камрани до 1989 года.

Африка


Алжир: с 1978 года Алжир получил не менее 50 МиГ-23МФ/МЛ/УБ и партию МиГ-23БН. Все сняты с вооружения.

Ангола: ВВС Анголы, начиная с 1984 года, получили не менее 80 МиГ-23МЛ и партию МиГ-23УБ. До января 1989 года истребители эксплуатировали кубинцы. В 2012 году пригодными к полетам оставались около 20 истребителей и спарок.

Египет: Египет стал одним из первых импортеров МиГ-23, получив в 1974 году 16 МиГ-23МС. После разрыва дружественных отношений с СССР в середине 1970-х годов Египет лишился возможности поддерживать в летном состоянии такие сложные по тем временам самолеты, как МиГ-23. МиГ-23 сначала поставили на хранение, а потом продали США и Китаю.

Эфиопия: на вооружение ВВС Эфиопии поступили МиГ-23БН, истребители МиГ-23 и спарки МиГ-23УБ. Истребители с вооружения сняты, а порядка 10 ударных МиГ-23БН и спарок эксплуатируется.

Ливия: на вооружение ВВС Ливии поступило примерно 130 МиГ-23. Первая партия из 54 МиГ-23МС/УБ была поставлена в 1974-1976 годах; Ливия первой после СССР получила МиГ-23МС. Позже были поставлены МиГ-23МЛ. В ходе гражданской войны 2011 года небольшое количество МиГ-23МЛ использовались антиправительственными силами.

Нигерия: помимо МиГ-23БН Нигерия получила десяток МиГ-23УБ, которые в 2012 году оставались на вооружении.

Судан: на вооружение ВВС Судана поступило не менее 30 МиГ-23БН и МиГ-23УБ. Ранее эти машины использовались ВВС Ливии, первые передали в 1987 году. Суданские МиГ-23 эксплуатировались очень интенсивно, несколько из них до сих пор летает.

Мелкие эксплуатанты: в конце 1990-х годов Берег Слоновой Кости обзавелся двумя экс-болгарскими МиГ-23МЛД. Эксплуатировали их недолго, а потом передали Того. Несколько боевых МиГ-23 и спарок Ливия передала ВВС Конго (не эксплуатируются), Намибии (эксплуатируются) и Зимбабве (три МиГ-23М/УБ в 2003 году).

Карибы и Северная Америка

Куба: в 1977 году ВВС Кубы получили около 20 МиГ-23МС, позже к ним присоединилось примерно 40 МиГ-23МФ/МЛА и несколько МиГ-23УБ .

США: первые МиГ-23МС и МиГ-23БН и двигатели для них США получили из Египта в конце 1970-х годов. Самолеты отремонтировали, восстановив до летного состояния. МиГ-23 летали в эскадрилье «Red Hat», дислоцированной в Грум-Лэйк, Невада. В 1991 году США для испытаний получили из Германии не менее трех МиГ-23МЛ (а также два Су-22).

Ближний Восток


Ирак: подобно Ливии, Ирак стал одним из первых покупателей МиГ-23  первые МиГ-23МС были поставлены в 1976 году. Позже Ирак закупил МиГ-23МФ/МЛ/МЛА. МиГ-23 интенсивно применялись в ирано-иракской войне 1980-1988 годов. На момент начала операции «Буря в пустыне» ВВС Ирака располагали примерно 70 МиГ-23. После войны 1991 года количество этих самолетов заметно уменьшилось. Согласно аналитикам США, на земле было уничтожено 18 МиГ-23, еще десять получили повреждения, десять сбили в воздушных боях, а 12 (включая МиГ-23БН и спарки) перелетели в Иран.

Иран: во время операции «Буря в пустыне» 1991 года 12 иракских МиГ-23 (всех иракских модификаций) перелетели в Иран, скорее всего, самолеты поставлены на хранение.

Сирия: первыми ВВС Сирии получили МиГ-23МС. Значительные потери сирийские МиГ-23 понесли в ходе эпической воздушной битвы с ВВС Израиля над долиной Бекаа в 1982 году. Потери поначалу восполнялись за счет МиГ-23 из братских арабских стран, прежде всего Ливии, а потом за счет поставок из СССР. Сирия получила МиГ-23МЛ/МФ/МЛД.В 2012 году МиГ-23 оставались важным истребителем сирийских ВВС, их количество оценивается в 50-80 самолетов.

Йемен: МиГ-23МЛ/БН/УБ изначально поступили на вооружение ВВС Южного Йемена (НДРЙ). В 1990 году две йеменские республики объединились в одно государство с едиными ВВС. На вооружении ВВС Йемена состоят около десяти МиГ-23МЛ и пять МиГ-23УБ.