Авиакомпания «Air Atlantique»

Эффективное обнаружение и борьба с разливами нефти требуют специальных самолетов и оборудования. В Великобритании ведущее положение в этой области на протяжении более 20 лет занимает компания «Air Atlantique». Компания «Air Atlantique» начала чартерные полеты на Нормандские острова (в проливе Ла-Манш) в 1969 году.В 1984 году после приобретения самолетов Douglas DC-3 компания сменила место базирования, перебравшись с острова Джерси в аэропорт Ковентри. Борьба с нефтяными загрязнениями моря достались ей «по наследству» от компании «Harvest Air». Около 20 лет эта компания занимается мониторингом и борьбой с разливами нефти у побережья Британии. За это время она разработала свои собственные средства мониторинга и специальное оборудование для распыления дисперсантов (средств для разрушения нефтяной пленки).


Для борьбы с загрязнениями «Air Atlantique» начала использовать специально оборудованный самолет Britten-Norman BN-2 Islander, но когда объемы контрактов возросли, для этих целей переоборудовали самолет DC-3.Когда стоимость обслуживания парка специализированных самолетов, находившихся в состоянии часовой готовности 24 часа в день, стала слишком высокой, компания решила разработать две отдельныесистемы для борьбы с загрязнениями, позволявшие повысить экономичность эксплуатации. Эти системы должны были устанавливаться на обычных коммерческих самолетах, получивших минимальный объем доработок.

Анализ предыдущей деятельности позволил установить, что DC-3 идеально подходит для выполнения этих работ, но стоимость его эксплуатации слишком высока. Поэтому были выделены два вида работ: борьба с небольшими разливами нефти у побережья и борьба с серьезными загрязнениями.Небольшие загрязнения можно устранять с помощью однотонной подвесной системы, автономный контейнер которой может быть установлен на легком самолете за один час. Первым самолетом, получившим такое оборудование, стал Cessna 406 Caravan II.Более крупная система представляет собой автономное оборудование, полностью размещаемое на палетах (поддонах) и пригодное для установки на большие самолеты. Система включает быстро устанавливаемые внешние штанги-распылители, несколько (в зависимости от типа и грузоподъемности самолета) палет с емкостями для дисперсантов, быстро соединяемых между собой, и палету с насосом, системой управления и заправочным оборудованием.

Система использовалась на Lockheed L-188 Electra, способном вести распыление на скорости 222 км/ч, доставляя к месту разлива нефти до 15 т дисперсантов. За 48 часов, учитывая 50% нелетной погоды и расстояние от базы до места загрязнения до 90 км, два Electra могут доставить 810 т дисперсантов.Установка этого оборудования на более современных машинах, имеющих большее количество электрооборудования под полом кабины, потребовала дополнительных доработок. Емкости с дисперсантами и перекачивающее оборудование были объединены в единые блоки, чтобы избежать возможных утечек. Дополнительная герметизация сделала систему более сложной в эксплуатации.Поскольку основное оборудование размещается на стандартных грузовых палетах, единственные доработки самолета сводятся к установке узлов крепления штанг опрыскивателей и организации отверстий под их трубопроводы. Система может быть установлена и подготовлена к работе примерно за один час.

При использовании дисперсантов очень важна точность. Капли, достигающие загрязнения, должны быть определенного размера и обладать определенной скоростью для обеспечения большей эффективности. Поэтому требуется не только высокая точность сброса, но и высокая точность в поддержании высоты полета и скоростного режима. Высота полета варьируется в зависимости от типа самолета, например, для DC-3 она составляет 6 м, а для Electra — 15 м.В состав оборудования самолетов входят система спутниковой навигации GPS и высокоточный радиовысотомер. Они интегрированы в состав специальной системы навигации и фиксации, контролирующей положение и параметры самолета в ходе распыления дисперсантов. Блок с этой аппаратурой устанавливается на самолет одновременно с распыляющим оборудованием.

В 05:30 утра 6 января 1993 года танкер «Браер», следовавший под либерийским флагом между Шетландскими и Оркнейскими островами из норвежского Монгстада в Квебек, Канада, попал под удар ураганного юго-западного ветра. Был сильный шторм, и в топливные баки попала вода, что привело к остановке двигателя. Попытки вновь запустить его или взять судно на буксир не имели успеха, в 11:15 оно село на грунт в Гэс-Несс, полуострове на юге Шетландских островов. В море вылилась большая часть из имевшихся на борту 84500 т легкой норвежской нефти.Всего за несколько часов британский отдел по предупреждению загрязнения моря (PCU) мобилизовал все средства мониторинга, включая наблюдателей, цветную и инфракрасную съемку и поисково-спасательные службы. Шесть DC-3 компании «Air Atlantique» были задействованы в уничтожении нефтяного пятна с помощью дисперсантов.Первоначально основу парка самолетов для борьбы с загрязнениями компании «Air Atlantique» составляли машины Dakota.

Группа «Air Atlantique» впоследствии разделилась на несколько независимых компаний. Растущая стоимость эксплуатации поршневых машин в сочетании с широкой доступностью подержанных турбовинтовых самолетов заставили «Air Atlantique» обратить вниманиена более современные машины. Большинство Dakota были сняты с «боевых» задач и ныне используются для туристических прогулок.Два Lockheed Electra были оставлены «Air Atlantic Limited», ставшей независимой авиакомпанией в 2001 году. В 2008 году после объединения со шведской компанией она стала называться «West Atlantic». Самолеты Electra могут быть мобилизованы для борьбы с загрязнениями в интересах британского Агентства береговой охраны. К ним могут присоединиться Cessna 404 и Reims-Cessna 406 Caravan II, способные вести патрулирование и сброс дисперсантов. Фирма «Reconnaissance Ventures Limited» также использует смешанный парк из Cessna 402 и Reims-Cessna 406 для выполнения аналогичных задач.