Зарубежные эксплуатанты Dassault Mirage FI


Компания «Dassault» рассчитывала не только на поставки Mirage F1 ВВС Франции, но также надеялась повторить на внешнем рынке успех Mirage III/5. Но экспортных надежд F1 не оправдал, тем не менее, самолет закупили десять государств.

Эквадор
После неудачной попытки купить самолеты Kfir Эквадор в конце 1970-х годов обратился к Франции и в результате приобрел 16 Mirage F1JA (близких F1Е) и два учебно-боевых F1JE, которые были поставлены в 1978-1980 годах. Самолеты поступили на вооружение подразделения Caza 2112 Grupo 211. Многоцелевые Mirage ВВС Эквадора были модернизированы с помощью Израиля, в состав вооружения включили бомбы израильского производства и УР Pyton 3. Mirage F1 планировалось снять с вооружения в 2010 году.


Габон
ВВС Габона получили шесть Mirage F1AZ, снятых в 1990-е годы с вооружения ВВС ЮАР, после чего самолеты находились на хранении. В летное состояние истребители привела фирма «Aerosud». Первые самолеты заказчик получил в 2006 году.


Ирак
Ирак заказал 110 одноместных многоцелевых Mirage F1EQ и 18 двухместных F1 ВО, но из-за эмбарго поставлены были не все самолеты. За 16 самолетами ПВО F1EQ и 16-ю F1EQ-2 последовали 28 машин F1EQ-4, способных работать по земле и вести разведку. Самыми важными стали 20 F1EQ-5 с РЛС Agava (вместо РЛС Cyrano IV) и ПКР Exocet. F1EQ-5 использовались в середине 1980-х годов в ходе ирано-иракской войны. Тогда на F1EQ было одержано 35 побед в воздушных боях, включая один сбитый F-14. Также поставили некоторое количество FI EQ-6. Несколько Mirage F1 сбили и уничтожили на земле во время операции «Буря в пустыне» в 1991 году. 24 Mirage F1 перелетели в Иран.


Иран
Перелетевшие в Иран из Ирака 24 самолета F1EQ и F1BQ поступили на вооружение ВВС исламской республики. Вероятно, самолеты оснастили БРЭО иранского производства. Обычно F1EQ летают с 14-й тактической истребительной базы (район Машхада). В 2005 и 2006 годах их часто наблюдали над Персидским заливом. Возможно, самолеты предназначены для завоевания превосходства в воздухе, хотя не исключено их использование для борьбы с надводными целями.


Иордания
После отказа в покупке F-16 Иордания приобрела на выделенные Саудовской Аравией деньги 17 Mirage F1CJ и три F1BJ. Предназначенные для решения задач ПВО самолеты первой партии имели светло-серую окраску и поступили на вооружение 25-й эскадрильи. Вторая партия включала 17 многоцелевых F1EJ, эти камуфлированные самолеты поступили в 1-ю эскадрилью.


Кувейт
Кувейт закупил 18 перехватчиков Mirage FICKh две спарки Р1ВКдля замены устаревших Lightning в качестве истребителей ПВО. Затем были приобретены девять F1CK-2 и четыре FI ВК-2. Самолетами вооружили 18-ю и 61-ю эскадрильи в Али-Аль-Салем. При вторжении Ирака 15 самолетов успели перелететь в Саудовскую Аравию, в ходе перелета был сбит один иракский вертолет. Некоторое время самолеты находились на хранении, а в 1993 году их списали.


Ливия
Ливия приобрела 38 Mirage F1, включая 16 лишенных РЛС ударных F1AD, шесть спарок F1BD и 16 многоцелевых F1ED (на снимке). В 1980-е годы самолеты принимали участие в боевых действиях на территории Чада. В 2011 году два Mirage F1 перелетели на Мальту, а один был сбит во время гражданской войны.


Марокко
На вооружение ВВС Марокко поступило 50 Mirage F1 - 30 F1CH и 20 FI ЕН, шесть из которых позже оснастили системами дозаправки. Первые самолеты были получены в 1978 году. Самолеты принимали участие в боях с фронтом Полисарио в 1977-1988 годах, минимум три самолета тогда были сбиты ЗРК. Уцелевшие использовались как перехватчики и истребители-бомбардировщики, базируясь в Сиди-Слимане. Самолеты прошли модернизацию в «Association Sagem Thales pour la Renovation d'Avions de Combat» (ASTRAC). Доработка затронула БРЭО, РЛС, катапультное кресло и вооружение.


Катар
Первыми самолетами, предназначенными для ВВС Катара, вооружили во Франции тренировочную эскадрилью, а в Катар они прибыли только в июле 1984 года. Самолеты поступили на вооружение 7-й эскадрильи в Дохе. Катар заказал 21 Mirage F1EDA и две спарки FI DDA. Многоцелевые машины способны нести разведывательные контейнеры. В операцию «Буря в пустыне» они выполняли задачи ПВО (на снимке вверху). Все самолеты проданы Испании.


ЮАР
ЮАР стала первым покупателем ударного истребителя F1AZ, лишенного РЛС. Первые из 32 заказанных машин прибыли в ЮАР в ноябре 1975 года. Затем были закуплены 16 F1CZ. Самолетами F1AZ вооружили 1-ю эскадрилью, CZ—3-ю эскадрилью, обе базировались в Ватерклуфе. Mirage F1 принимали участие в боях над Анголой и сбили, как минимум, два МиГ-21.3-ю эскадрилью расформировали в 1992 году, а ее CZ передали на хранение.