Заправщик для ВВС Ил-78


С 1984 года Ил-78 является стандартным самолетом-за-правщиком советских, а потом и российских ВВС. Ил-78, спроектированный на основе транспортного Ил-76, состоит на вооружении ВВС РФ и в небольшом количестве на вооружении ВВС еще нескольких стран.На протяжении многих лет единственными самолета-ми-заправщиками советских ВВС были Ту-4 и Ту-16, оснащенные системой заправки с крыла на крыло,  шланг выпускался из законцовки правой плоскости заправщика, а топливоприемник находился в законцовке левой консоли крыла заправляемого самолета. Дозаправка являлась крайне сложной и не универсальной операцией: Ту-163 мог дозаправлять только Ту-16.


Более универсальной стала система «шланг  конус», которой оборудовались заправщики Ту-16Н и ЗМС/ЗМН2, лебедка со шлангом монтировалась в бомбоотсеках этих самолетов.В конце 1970-х годов ВВС стран Запада приняли на вооружение танкеры, способные дозаправлять три самолета одновременно. ВВС СССР отреагировало выдачей технического задания на разработку аналогичного заправщика.На стадии аванпроекта ОКБ С. В. Ильюшина и ВВС изучали возможность использования в качестве заправщика транспортный Ил-76, но расчеты показали, что обычный Ил-76 может отдать не более 10 т керосина. Это было очень мало. Положение изменилось с появлением Ил-76МД с увеличенной полетной массой.В 1983 году на его базе началось проектирование конвертируемого самолета Ил-78 (транспортный/заправщик). Работу возглавил Р. П. Папковский.


Самолет оснастили тремя УПАЗ-1 (унифицированный подвесной агрегат заправки). Универсальность заключалась в возможности использования УПАЗ не только на Ил-78/78М, но и на самолетах фронтовой авиации. Контейнеры дозаправки «Сахалин» разработаны в ОКБ «Звезда» под руководством Г. И. Северина, в этом же ОКБ ранее создали катапультное кресло К-36.Два контейнера обычно монтировались на пилонах под крылом, третий  на специальном пилоне в хвостовой части фюзеляжа по левому борту. Аналогов хвостовойточке дозаправки не существует. В УПАЗ-1 размещен шланг длиной 26 м, нормальная скорость перекачки топлива составляет 1000 л/мин; при необходимости возможно увеличить скорость до 2200 л/мин.На большинстве Ил-78 топливо размещается в крыльевых баках, однако в грузовой кабине возможна установка еще двух дополнительных цилиндрических баков, подключаемых к топливной системе самолета. Баки быстро снимаются, после чего заправщик способен перевозить грузы или высаживать десант, подобно обычному Ил-76. Иногда первый вариант заправщика именовался Ил-78Т (транспортный). На аэродроме от Ил-78Т возможна заправка четырех самолетов одновременно с помощью обычных шлангов.

В крыльевые баки помещается 90 т топлива, за счет фюзеляжных баков запас топлива возможно довести до 118 т или 153 652 л. Максимальная масса отдаваемоготоплива без фюзеляжных баков составляет 57,72 т или 75160 л, с фюзеляжными баками  85,72 т или 111620 л. Взлетная масса с бетонной ВПП  190 т, с грунтовой 157,2 т.При боевом радиусе 1000 км Ил-78 способен отдать до 65 т топлива (84639 л). Максимальный радиус при отдаче 32-36 т (41668-46877 л) - 2500 км. Обычно дозаправка выполняется на высотах 2000-9000 м на скорости 430-590 км/ч. Дозаправка осуществляется только в условиях визуальной видимости, днем или ночью. Для подсветки нижней части фюзеляжа заправщика установлены два мощных прожектора. Прожекторы используются ночью, подсвечивая заправщик летчику заправляемого самолета.

Для выхода в точку встречи с заправляемыми бортами на Ил-78 дополнительно установлена радиотехническая система ближней навигации  РСБН-7С «Встреча». По три антенны данной системы установлены на поверхностях киля Ил-78 (на киле Ил-76 есть только одна антенна). Дальность действия РСБН-7С около 300 км.Прототип Ил-78 (СССР-76556, с/н 0033445294) выполнил первый полет 26 июня 1983 года, командир экипажа  летчик-испытательB.С. Белоусов. Большинство полетов по программе испытаний с отработкой дозаправки выполнил старший летчик-испытатель ОКБC.    Г. Близнюк.Поставки самолетов в ВВС начались в 1984 году, первые машины поступили в ЦБП ВТА, дислоцированный в Иваново, но только в 1987 году заправщики достигли состояния боеготовности и приступили к рутинной дозаправке бомбардировщиков Дальней авиации. Самолетами Ил-78 вооружили расквартированный в Узине, Украина, 409-й смешанный авиаполк.409-й авиаполк входил в состав Дальней авиации и дозаправлял, прежде всего, Ту-95МС и Ту-160, хотя выполнялись и работы в интересах фронтовой авиации.По состоянию на 2011 год Ил-78 состояли на вооружении в Алжире (шесть), Индии (шесть), Пакистане (четыре), России (21) и Украине (три).