Всепогодный палубный истребитель de Havilland DH.112 Sea Venom

Sea Venom — первый всепогодный палубный истребитель британского флота. Он поступил на вооружение в 1955 году и до 1960 года эксплуатировался в семи строевых подразделениях. Самолеты активно применялись британцами в ходе колониальных конфликтов в конце 1950-х годов, а также поступили на вооружение авиации ВМС Франции и Австралии.В 1948 году в самом начале реализации программы D.H.112 Venom специалисты «de Havilland» изучали возможность создания модификаций корабельного базирования, а в 1949 году британское Адмиралтейство подготовило соответствующие тактико-технические требования N.107 на новый самолет, призванный заменить палубный истребитель Sea Hornet NF.Mk 21.


В качестве основы для проектирования нового самолета был использован двухместный вариант ночного истребителя Venom, NF.Mk 2; ему присвоили обозначение Sea Venom. Были построены три прототипа, первый из которых поднялся в воздух 19 апреля 1951 года. Самолеты в разное время оснащались оборудованием для запуска с помощью катапульты, посадочным гаком, складывающимся крылом с гидравлическим приводом и РЛС AI Mk 10.Первые 50 самолетов модификации Sea Venom F(AW).Mk 20 выпускались на заводе компании «Airspeed» в Кристчерче (Великобритания). Первая машина была облетана 27 марта 1953 года, а в марте 1954 года самолеты поступили на вооружение 890-й эскадрильи авиации британских ВМС.Затем были построены 167 самолетов модификации Sea Venom F(AW).Mk 21, получившие двигатель Ghost Mk 104, американскую РЛС AI Mk 21 (Westinghouse APS-57), модифицированное хвостовое оперение, рули с необратимым бустерным управлением и элеронами с бустерным управлением. После сборки 100-го самолета для обоих членов экипажа стали устанавливать катапультные кресла Martin-Baker Mk 4А.В июле 1956 года египетское правительство национализировало Суэцкий канал, после чего Великобритания и Франция решили ввести войска и установить свой контроль над стратегически важной водной артерией.

В конце октября началась операция «Musketeer», в которой принимали участие и эскадрильи морской авиации британского флота. Sea Venom были направлены в район конфликта на борту авианосцев «Альбион» (809-я эскадрилья) и «Игл» (892-я и 893-я). Их основной задачей было сопровождение ударных групп Sea Hawk, хотя летчики могли и сами атаковать противника — пушечным огнем и НАР они уничтожали вражеские самолеты на аэродромах. Один самолет 893-й эскадрильи был поврежден зенитным огнем и сел на палубу «Игла» на брюхо, став первым самолетом, успешно захваченным тормозным аварийным барьером.В 1957 году в серию пошел Sea Venom F(AW).Mk 22 (39 машин), оснащенный двигателем Ghost 105. Часть самолетов ранних модификаций довели до стандарта Mk 22.С 1958 года ряд Mk 22 получили на вооружение УР «воздух—воздух» Blue Jay (Firestreak) с тепловой ГСН.В ходе борьбы за независимость Кипра британские Sea Venom из 809-й эскадрильи, дислоцировавшейся на борту авианосца «Альбион», использовались против отрядов Этнической организации за освобождение Кипра (ЭОКА). Самолеты также применялись во время вывода британских войск из Адена (Йемен).На смену Sea Venom пришел Sea Vixen. Последние палубные истребители Sea Venom были сняты с вооружения в июле 1960 года, но часть Mk 21 и Mk 22 до 1966 года использовались в качестве учебных для подготовки специалистов РЭБ.

Для авиагруппы авианосца «Мельбурн» командование ВМС Австралии выбрало Sea Venom F(AW).Mk 21, которые отличались стойками шасси с большим ходом амортизатора, американской РЛС, беспереплетным фонарем кабины, элеронами с силовым приводом, катапультными креслами Martin-Baker Mk 4 и возможностью установки дополнительных твердотопливных ускорителей (RATO).В австралийских ВМС самолет получил обозначение Sea Venom F(AW).Mk 53, заказано 39 машин. Первая австралийская эскадрилья начала подготовку на британских самолетах в августе 1955 года, после чего в марте 1956 года вместе с полученными машинами вернулась в Австралию. С вооружения самолеты сняли в 1967 году, но часть использовалась в качестве учебных до 1970 года.