Всепогодный истребитель Saab J 32 Lansen

Saab J 32 Lansen стал важным шагом в развитии шведского самолетостроения. Этот двухместный самолет в сравнении с J 29 Tunnan был более сложной машиной, способной наносить удары по наземным целям и кораблям, выполнять перехват в любую погоду, вести разведку. J 32 Lansen состоял на вооружении до конца 1970-х годов.В 1946 году ВВС Швеции приступили к изучению вопроса о разработке ударного самолета для замены поршневого Saab 17. Промышленность в ответ на запрос ВВС представила несколько необычных проектов, включая даже летающее крыло, однако выбрали более консервативное предложение  проект R1119. Но из-за высокой сложности и от него вскоре отказались. Альтернативой стал R 1150. По этому проекту построили четыре прототипа А 32А Lansen («Копье»),

В связи с быстрым ходом НИОКР по планеру и затягиванием работ по шведскому ТРД STAL Dovern (программу позже закрыли) на Lansen установили ТРДФ Rolls-Royce Avon 100, выпускавшийся по лицензии «Svenska Flygmotor» под обозначением RM5. RM5 тягой 46,04 кН только на варианте Saab 32В заменили двигателем Avon 200 (RM6) тягой 46,04 кН. Такой выбор больше устраивал ВВС Швеции, так как заказанные позже самолеты Hawker Hunter также были оснащены этим ТРД.3 ноября 1952 года летчик-испыта-тель Бенгт Олоу выполнил первый полет на прототипе А 32, а 25 октября следующего года прототип стал первым шведским самолетом, превысившим скорость звука, хотя и в пологом пикировании.Поставки первых А 32А начались в декабре 1955 года во флотилию F17, дислоцированную в Рон-неби, а завершились в 1957 году после перевооружёния флотилий F6, F7 и F14.Если J 29 Tunnan являлся сравнительно простым дневным истребителем, то А 32 мог вести боевые действия с использованием достаточного сложного БРЭО. На Lansen стояла РЛС Ericsson, а со временем был установлен вычислитель СУВ Saab ВТ9, использовав-, шийся при пусках ракет и бомбометании. Для работы со сложными бортовыми системами требовался экипаж из двух человек.

На основе А 32А разработали тактический морской разведчик S 32С, который сохранил РЛС (хотя и другого типа), но был оснащен несколькими фотокамерами: тремя маловысотными Vinten Skal6, одной высотной Williamson Skal5 и двумя Fairchild SKa23. На пилонах под крылом подвешивались осветительные бомбы М/62. Разведчики в 1959-1960 годах поступили на вооружение двух эскадрилий FI 1.В 1954 году было заказано 120 единиц J 34 Hunter. ВВС Швеции (с учетом J 29) больше не испытывали потребности в дневных истребителях, но всепогодных перехватчиков за исключением 62 самолетов de Havilland J 33 Venom NF.Mk 51 в 1950-е годы они не имели. Для конверсии в перехватчик подходил Lansen. Первый из двух прототипов J 32В поднялся в воздух 7 января 1952 года.

Встроенное вооружение усилили до четырех 30-мм пушек М/55 (шведское обозначение британской пушки — Aden). Современный для своего времени J 32В все-таки являлся «ограниченно всепогодным» по текущим стандартам. Установленная в носовой части РЛС Ericsson PS-42 (фактически радиодальномер)сопрягалась с инфракрасным прицелом Saab S 6А. Изначально предполагалось вооружить J 32В четырьмя УР «воздух—воздух» с ТГСН Rb 24 (А1М-9В Sidewinder). Альтернативный вариант вооружения предполагал подвеску (вместо УР Rb 24) неуправляемых ракет со складным оперением  популярный в некоторых странах вариант вооружения ночных истребителей. Флотилия F12 в Кальмаре начала получать перехватчики Lansen в июле 1958 года, за ней с Venom перевооружили F1. Последний из 456 самолетов Saab 32 всех моделей покинул завод 2 мая 1960 года.J 32В получили также флотилии F4 и F21. Перехватчики модернизировались параллельно с совершенствованием ПВО Швеции, прежде всего в свете развертывания радиолокационной сети и автоматизированных КП STRIL 60.Ночные перехватчики Lansen сняли с вооружения в 1973 году, а в 1978 году сняли с вооружения штурмовики и разведчики. Несколько самолетов использовали дальше с гражданской регистрацией как буксировщики мишеней, еще несколько самолетов доработали в учебные машины РЭБ. Последние военные шведские J 32 (21 самолет) эксплуатировались до 1997 года в подразделении F13M как буксировщики мишеней и самолеты РЭБ.