Военный самолет Republic P-43 Lancer

P-43 имел хорошие скоростные и высотные характеристики, но крупной серией не строился. Самолет появился на фронте слишком поздно и ограниченно применялся на Китайском ТВД.Ближе к концу 1930-х годов компания «Seversky» стала испытывать серьезные финансовые трудности, и в 1939 году после того, как годом ранее ее основатель Александр Северский отправился в Европу в длительное деловое турне, совет директоров отстранил его от управления и снял с должности президента. Затем компания была преобразована в «Republic Aviation Corporation», а главный конструктор Александр Картвели, родившийся в Грузии и эмигрировавший во Францию в 1919 году, был назначен вице-президентом и руководителем КБ.На основе Р-35 был разработан ряд вариантов, отличавшихся силовыми установками и отдельными усовершенствованиями, а следом появились вариант ХР-41 и новый прототип АР-4. Последний особого энтузиазма у военных не вызвал, но Авиакорпус Армии США все же разместил 12 мая 1939 года заказ на 13 самолетов для войсковых испытаний.

Тем временем компания «Republic» работала над проектом АР-4), который имел более высокие характеристики. Он был заказан Армией США в количестве 80 машин под обозначением ХР-44 Rocket. Кроме того, Армия США под обозначением YP-43 Lancer получила в опытную эксплуатацию 13 машин АР-4. Но еще до завершения испытаний командование Авиакорпуса Армии США пришло к выводу, что самолеты на базе Р-35/Р-43 являются устаревшими и достигли предела своего развития.Вскоре Александр Картвели разработал проект нового истребителя, получивший обозначение ХР-47В, который оказался настолько многообещающим, что в сентябре 1940 года Армия США, отменив заказ на ХР-44, разместила заказ на 54 серийных Р-43 Lancer, 80 Р-43А и почти 800 Р-47. При этом заказы на Lancer разместили, чтобы поддержать работу заводов «Republic» до того, как будет полностью готов проект Р-47. Поставленные в сентябре 1941 года 80 Р-43 вооружались четырьмя 12,7-мм пулеметами (по два в капоте и в крыле) и оснащались двигателем R-1830-49.

В июне 1941 года компания получила самый крупный контракт  на 125 Р-43А-1, которые предназначались для поставки в Китай и имели то же вооружение, что и Р-43А, но также имели бронированную кабину и центральный узел подвески для ПТБ или 91-кг бомб. Для отправки в Китай приготовили в итоге 108 самолетов, которые с начала 1942 поставлялись туда через Карачи. Первоначально они предназначались для 3-й американской добровольческой группы (AVG), известной также как «Flying Tigers», но в результате были переданы в Куньмине непосредственно китайским ВВС.К 29 апреля 1942 года в Карачи прибыли 67 Р-43, но до Китая добрались только 11 самолетов. Часть машин потеряли по дороге, часть  из-за ошибок неопытных пилотов. С других самолетов, вероятно, сняли двигатели для восстановления транспортных С-47, доставлявших грузы из Индии в Китай. Самолет оказался неплохим, особенно его высотные характеристики, которые были лучше, чем у Curtiss Р-40. Но были и проблемы  ненадежная работа турбонагнетателя и протечки крыльевых топливных баков. К июлю количество поставленных в Куньмин машин возросло до 35, из которых в летной годности находились 14.

На Р-43 летали и китайские, и американские летчики 14-й Воздушной армии. Боевое крещение Р-43 получили в августе, а первую воздушную победу одержали в октябре  над Нанчангом был сбит японский самолет-развед-чик. Самолеты привлекались к завоеванию господства в воздухе, сопровождали бомбардировщики и вели разведку. По американским данным, на февраль 1943 года боеспособными были 18 китайских Р-43. Последние вылеты американские летчики совершили в июле 1943 года, а пик действий китайских летчиков пришелся на август.Японские специалисты обнаружили, что топливные баки Р-43  его самое уязвимое место, но недостаточно высокая интенсивность боевого применения и малое количество воздушных боев с их участием не позволили японцам составить о Р-43 более полное представление.Авиакорпус Армии США использовал Р-43 для подготовки летчиков только осенью 1942 года, а оставшиеся самолеты американские специалисты посчитали ограниченно или вовсе негодными к боевому применению. Все 150 единиц Р-43А и большинство Р-43А-1, направленных в Китай, были позже модернизированы в фоторазведчики Р-43В  в хвостовой части установили аэрофотоаппараты. Часть Р-43А переоборудовали в P-43C/D.