Военнотранспортный самолет Ан-124 «Руслан»

Стратегические военнотранспортные самолеты Ан-124 активно используются в российских ВВС и частных авиакомпаниях, причем последние выполняют грузоперевозки в интересах ВС США и НАТО в Афганистане и Ираке. Самолет предназначался для масштабных перевозок личного состава, тяжелой боевой техники и крупногабаритных грузов, а в гражданском варианте  для перевозки различных грузов, особенно крупногабаритных.В 1979 году серийный завод начал получать конструкторскую документацию на новый самолет и приступил к подготовке оснастки для его сборки, 24 октября 1982 года из цеха был выкачен первый опытный Ан-124, а 24 декабря он совершил свой первый полет.


Первой в ВВС СССР самолеты Ан-124 получила 12-я Мгинская военно-транспортная авиадивизия, а первым местом базирования «Русланов» стала Сеща (Брянская область), для чего пришлось на 600 м увеличить длину ВПП. Первый Ан-124 приземлился в Сеще 10 февраля 1987 года.Всего выпущено 56 Ан-124 (включая два опытных) и разработано несколько модификаций: Ан-124-100, а также Ан-124-100М и Ан-124-100М-150, имеющие увеличенную грузоподъемность, новое БРЭО и сокращенный с 6 до 4 человек экипаж.Сегодня в основном в эксплуатации находятся самолеты коммерческих перевозчиков, а Ан-124 российских ВВС в значительной части находятся на хранении.Высокий спрос на услуги Ан-124 возник на Западе. В частности, в 2003 году Командование воздушных перевозок ВВС США приступило к использованию на коммерческой основе самолетов Ан-124 из парка компании «Волга-Днепр», а затем и самолетов из компании «Полет». Один из наиболее примечательных рейсов осуществлен в феврале 2006 года, когда для ВВС Ирака были доставлены четыре вертолетаМи-17 польской сборки.

Аналогичная задача была возложена на арендуемые у России и Украины «Русланы», применяемые в рамках программы «Strategic Airlift Interim Solution» (SALIS), главная цель которой — стратегические воздушные перевозки и перевозка крупногабаритных военных грузов в интересах ВС европейских стран НАТО.В январе 2006 года подписан первый трехлетний контракт между 15 странами НАТО и компанией «Ruslan SALIS GmbH», дочерней компанией российской «Волга-Днепр» и украинской ГП «Антонов» (АНТК им. O.K. Антонова), а в марте 2006 года в аэропорту Лейпциг-Халле состоялась официальная церемония инаугурации программы.В настоящее время в SALIS со стороны заказчика участвуют 14 стран НАТО и два участника программы «Партнерство ради мира». В 2008-м и 2010-м годах контракт пролонгировался на два года, а в 2012 году продлен до декабря 2014 года. В рамках SALIS предусматривается привлечение единовременно до шести Ан-124-100: два самолета  на условиях постоянной аренды, два  при заявке за 6 суток и два  при заявке за 9 суток до выполнения перелета. Заказчики обязались выбирать не менее 2000 летных часов в год. Самолеты обслуживаются российскими и украинскими летчиками, а 17 января 2007 года в Лейпциг-Халле была открыта база техобслуживания, позволившая сократить время подготовки самолетов к вылету.В январе 2013 года Минобороны России объявило о нецелесообразности возобновления производства самолета в варианте Ан-124-300, но продолжило работы по модернизации своих машин до стандарта Ан-124-150М.