Военно-транспортный самолет Short SC.5 Belfast

В рамках программы британских ВВС, предусматривавшей создание стратегического военно-транспортного самолета, был разработан самый крупный за всю историю Королевской авиации транспортный самолет Belfast. История его создания уходит корнями в проект Britannic, предложенный компанией «Shorts» в 1957 году, оснащенный высокорасположенным крылом вариант турбовинтового авиалайнера Bristol Britannia. Этот вариант был переработан в SC.5, отличавшийся фюзеляжем больших размеров и турбовинтовыми двигателями Tyne, расположенными на крыле увеличенного на 4,88 м размаха.


Belfast представлял собой военно-транспортный самолет типичной для машин такого класса конфигурации. Грузовой отсек имел полезный объем 311,49 м3, в нем можно было перевозить пусковые установки различных ракетных комплексов, артиллерийские орудия и различную технику, находившиеся на вооружении Великобритании, а при соответствующем дооборудовании он мог брать на борт от 150 до 250 военнослужащих.Самолет был выбран командованием ВВС в 1959 году, после чего работа над машиной пошла в ускоренном темпе. 5 января 1964 года был облетан первый прототип. Но результаты первых испытаний оказались не совсем ожидаемыми  скорость, дальность полета и максимальная масса полезной нагрузки оказались хуже расчетных. Тем не менее самолет был принят на вооружение Королевских ВВС Великобритании под обозначением Belfast C.Mk 1. 20 января 1966 года первый самолет поступил в эксплуатацию в 53-ю эскадрилью.

Компания «Short Brothers» пыталась найти покупателей на данный самолет на гражданском рынке, но успеха не имела, и серия была ограничена всего 10 машинами. Проект оказался для разработчика убыточным. Военные также быстро потеряли к нему интерес, в том числе и потому, что баллистические ракеты Thor и Blue Streak, которые он должен был пе-
ревозить, к 1964 году были сняты с вооружения. Так что британские ВВС больше не нуждались в таком огромном самолете  в сентябре 1976 года он был снят с вооружения, после чего машины выставили на продажу на коммерческом рынке. В конечном итоге британская грузовая авиакомпания «British Carrier ТАС HeavyLift» (затем «HeavyLift Cargo Airlines») приобрела пять самолетов, из которых три компания «Marshall» переоборудовала для коммерческого использования (сертификация их состоялась в марте 1980 года), а два остались в резерве. Единственный на сегодня сохранившийся экземпляр этого самолета находится в Австралии и вполне может быть восстановлен до состояния летной годности.