Военно-транспортный самолет С-74 Globemaster


Военно-транспортный самолет С-74 Globemaster создавался для решения задачи переброски грузов и техники на большие расстояния в ходе боевых действий на Тихоокеанском ТВ Д. Но до конца войны самолет так и не поднялся в воздух. Впрочем, после войны он оказался также востребован, особенно новый вариант — самолет С-124 Globemaster II. Последний вариант стал основой парка военно-транспортной авиации в 1950-1960-е годы и игра, важную роль в корейской и вьетнамской войнах. В годы Второй мировой войны «Douglas Aircraft Со.» разработала три варианта транспортных самолетов: DC-6, DC-7 и DC-8. Последний должен был стать 38-местным самолетом с расположением воздушных винтов за хвостовым оперением  по типу бомбардировщика ХВ-42. Впрочем, тот DC-8 так и остался на бумаге, а данное обозначение через 10 лет присвоили реактивному лайнеру. А вот DC-7 был воплощен в металле. Вначале самолет рассматривался в качестве основы парка авиакомпании «Pan American», на дневных рейсах он должен был перевозить в герметизированном салоне 108 пассажиров, а на ночных  76. Силовая установка включала четыре двигателя Pratt 8t Whitney R-4360 Wasp Majo мощностью no 3500 л. с., это были самые мощные двигатели на то время. Отличительными чертами новой машины стали размещение всего запаса топлива в крыльевых баках, установка закрылков Фаулера по всему размаху крыла (внешние секции работали как элероны), а также отдельные каби ны для двух пилотов (их фонари «истребительного» типа располагались по бокам фюзеляжа). Шасси  трехопорное, с двухколесными тележками.

Полномасштабные проектные работы по DC-7 были начаты в 1942 году. «Douglas» почти сразу получила заказ от ВВС Армии США на 50 самолетов, которым присвоили военное обозначение С-74. Компания «РапАт» к тому времени уже присвоила самолету название «Globemaster», заказав 26 машин для эксплуатации на новом беспосадочном трансатлантическом маршруте. Самолет был просто идеален для этой задачи  герметизированный фюзеляж, комфортабельный салон, миниресторан и бар, места для отдыха экипажа и пр. Имея размах крыла 52,8 м и максимальную взлетную массу 65772 кг, DC-7 был даже больше, чем перспективный Boeing 377 Stratocruiser, предлагавшийся к оснащению аналогичными двигателями.

Война побудила руководство «Douglas» перераспределить основные усилия инженеров на проекте другого варианта С-74, который имел ряд существенных отличий. Фюзеляж был негерме-тизированным, поскольку Армии требовался, прежде всего, самолет, способный перевозить тяжелые грузы и технику. Для облегчения погрузки самолет предлагалось оборудовать двумя электрическими лебедками грузоподъемностью по 3628 кг, расположенными в средней части фюзеляжа, сразу за крылом, и двумя потолочными кран-балками, перемещавшими грузы по всей длине грузовой кабины (22,8 м).

Globemaster оправдывал свое имя  он мог взять на борт два легких танка Т9Е1 (М22 Locust) или значительное количество артиллерийских орудий, боеприпасов, армейских грузовиков и многих других тяжелых или круп негабаритных грузов. При необходимости в кабине можно было разместить 125 военнослужащих или 115 носилочных раненых.
Дальность полета с максимальной нагрузкой (25213 кг) достигала 4827 км. Все 50 самолетов Globemaster поставлялись одной партией и получили номера 42-65402/65451, но первая машина проходила под обозначением ХС-74. Программа осуществлялась заводом в Лонг-Бич, из цеха которого первый такой «монстр» выкатили в августе 1945 года. Первый полет состоялся 5 сентября 1945 года. Но ввиду окончания войны Армия США отменила заказ на 36 самолетов из 50 заказанных. А руководство «РапАт» отменило контракт на гражданскую модификацию самолета  как указывалось из-за слишком высокой закупочной цены. Однако почти сразу авиакомпания разместила крупный заказ на лайнеры Boeing Stratocruiser.

Компания «Douglas» в результате всех этих событий понесла серьезные финансовые и имиджевые потери. Построенные 14 самолетов С-74 в период с 11 октября 1945 года по 28 апреля 1947 года передали Транспортному авиационному командованию. Вскоре гиганты получили шанс показать себя  в июле 1948 года началась организация воздушного моста по снабжению Западного Берлина. Самолеты стали снимать с эксплуатации лишь после 1959 года. «Douglas» в 1947 году предложила ВВС Армии США разработать новый вариант С-74  с фюзеляжем, специально созданным для перевозки грузов большой массы. Средства нашлись на постройку одного прототипа  его обозначили С-124А Globemaster II, а предшественник стал называться Globemaster I. В качестве прототипа был выбран пятый серийный С-74,42-65406, который компания переоборудовала на предприятии в Лонг-Бич в YC-124 на собственные средства. Лишь затем на средства бюджета был построен и первый С-124А Globemaster II (48-795). С-124 имел совершенно новый фюзеляж, почти по всей его длине высота его составляла 3,9 м.В носовой части фюзеляж был еще больше из-за двухстворчатой грузовой двери со встроенной погрузочной рампой  двери открывались в стороны.Вначале максимальная полезная нагрузка и запас топлива остались как у YC-124, причем силовая установка оказалась менее мощной по сравнению с С-74 двигатели R-4360-35 мощностью по 3000 л. с., приводившие во вращение четырехлопастные воздушные винты. Самолет был облетан 27 ноября 1949 года, позже на него поставили двигатели R-4360-49 мощностью по 3500 л. с., а затем  двигатели R-4360-35A мощностью по 3800 л. с.

Вне всяких сомнений, самолет получился впечатляющим, так что еще до того, как прототип поднялся в воздух, ВВС увеличили свой заказ на новую машину. Всего ВВС приобрели 447 самолетов Globemaster II. Первыми были закуплены 204 самолета С-124А, оснащенные двигателями R-4360-20W мощностью по 3800 л. с. и отличавшиеся от прототипа лишь мелкими деталями. Причем в относительно сжатые сроки грузовую кабину можно было переоборудовать в двухпалубный вариант — в этом случае он мог перевозить 200 военнослужащих или 136 (затем 127) носилочных раненых при 52 дополнительных местах для медперсонала и раненых. В таком медико-эвакуационном варианте С-124А использовались в ходе войны в Корее.

Когда «Douglas» разрабатывала С-124, компания рассчитывала продать 50 машин, но затем компания получила заказ на 204 самолета С-124А, а после корейской войны, где он хорошо себя зарекомендовал, была создана усовершенствованная версия С-124С. Новый вариант получил выпускавшиеся «Ford» двигатели R-4360-63A мощностью по 3800 л. с., запас топлива был увеличен с 41640 л до почти 55000 л, а максимальная взлетная масса составила уже 88 225 кг. Важным отличием новой модификации стала установка метеоРЛС APS-42  она располагалась в носовом обтекателе характерной формы. Систему обогрева и метеоРЛС затем установили почти на всех С-124А, так что внешне варианты стали почти неотличимы.
«Douglas Long Beach» поставила первый С-124А в мае 1950 года, за месяц до начала войны в Корее, а последний С-124С Globemaster II заказчик получил в мае 1955 года.