Военно-транспортный самолет Nord Noratlas

В основном военно-транспортный самолет (ВТС) Noratlas фирмы «Nord», имевший характерную двухбалочную компоновку, использовался ВВС Франции и Германии. На протяжении 1950-1970-х годов этим машинам довелось принимать участие в многочисленных колониальных конфликтах. Первый прототип ВТС N.2500 был поднят в воздух фирмой SNCAN («Societe Nationale de Construction Аёго-nautique du Nord», часто «Nord») 10 сентября 1949 года. Машина была разработана по требованиям ВВС Франции на новый средний ВТС для замены устаревших Ju 52 местного изготовления и американских С-47.Мощность 1600-сильных (1193 кВт) радиальных ПД Gnome-Rhone 14R, установленных на N.2500, была недостаточной. Поэтому второй прототип (N.2501) оснастили построенными компанией SNECMA ПД Bristol Hercules 739 мощностью по 2040 л. с.

(1521 кВт). После эксплуатационных испытаний построили еще три аналогичных предсерийных N.2501, за которыми последовал заказ на 34 самолета.Получивший в 1953 году наименование Noratlas, самолет появился слишком поздно для службы в Индокитае, но широко использовался до 1962 года для операций в Алжире. В ходе этой кампании Noratlas интенсивно применяли для десантных операций. Самолет мог перевозить 36 полностью снаряженных парашютистов, покидавших его через дверь по левому борту в хвостовой части, или 45 солдат, или 22 раненых на носилках и сопровождающего.В 1956 году часть французских Noratlas была выведена из Алжира, чтобы принять участие в Суэцкой кампании.В 1968 году Noratlas французских ВВС временно использовались для перевозки гражданских пассажиров, заменив авиалайнеры, остававшиеся на земле из-за крупнейшей забастовки. К началу 1980-х годов ВВС все еще располагали примерно сотней Noratlas, которые в основным были сняты с эксплуатации уже к середине этого десятилетия.Вторым крупным оператором Noratlas была ФРГ. Люфтваффе приобрели самолеты для решения тактических транспортных и десантных задач. 25 N.2501D были куплены непосредственно у «Nord», а оставшиеся 148 были построены по лицензии фирмой «Flugzeugbau Nord» (позднее VFW). Самолеты сначала поступили на вооружение двух тактических транспортных авиакрыльев (Lufttransportgeschwader); LTG 61 и 62 начали получать их в 1958 году. С 1964 года Люфтваффе стали продавать свои Noratlas Греции, Израилю и Португалии.В основном этот самолет был заменен на Transall C.160D в 1970-х годах, но не менее полудюжины машин несли свою службу до середины 1980-х.

Частью сделки с Францией стала покупка Израилем в 1956 году трех ВТС N.2501IS и 12 истребителей Dassault Ouragan. Noratlas выполняли боевые вылеты во время Суэцкого кризиса, и еще три машины были куплены в 1959 году. К 1967 году к ним добавились еще 16 германских N.2501D. Израильские Noratlas интенсивно использовались в ходе Шестидневной войны, в частности, они сбрасывали десантников на Митлу и в центре Синая. В начале Войны Судного дня эти машины исполь" зовались для срочной переброски войск, усиливая израильские позиции после первых атак египтян. Оставшуюся часть конфликта они доставляли припасы и эвакуировали раненых. Свои Noratlas Израиль списал в 1978 году.В 1970 году Греция получила около 40 N.2501D от Германии.Они вошли в состав 354-й тактической транспортной эскадрйльи, базировавшейся в Элефсисе рядом с Афинами. Во время турецкого вторжения на Кипр в июле 1974 года 12 Noratlas перебросили греческих рейнджеров с Крита в аэропорт Никосии. Рейнджерам удалось сохранить аэропорт. Дополнительные самолеты были закуплены у Израиля, и до середины 1980-х годов эскадрилья (примерно 20 Noratlas) несла службу в Греции.В 1960 году португальские ВВС купили шесть самолетов N.2502A (бывших гражданских). Еще шесть таких же машин были куплены у «Nord», а еще 19 N.2501D  у Люфтваффе. Они активно использовались португальцами в колониальных конфликтах, а уцелевшие самолеты были списаны 1977 году.Бывшие французские и германские Noratlas были также в небольших количествах закуплены ВВС Нигера, Нигерии и Чада, в то время как португальские машины были переданы ВВС Анголы и Мозамбика.