Военно-транспортный самолет Lockheed С-130 Hercules


На первый взгляд C-130J выглядит несколько модернизированным С-130, но на самом деле это совершенно новый самолет  образец авиационной техники 21-го века. C-130J, названный «Hercules II», является самым новым представителем семейства Lockheed С-130 Hercules. C-130J самый современный из турбовинтовых военно-транспортных самолетов  конкуренцию ему может составить только А400М компании «Airbus». Машина совмещает в себе самые последние аэрокосмические технологии и проверенный временем планер Hercules, что обеспечило самолету уникальные характеристики и высокую надежность.С-130 Hercules поступил на вооружение в 1950-х годах, но базовая конструкция самолета оказалась настолько хорошей, что за все последующие годы планер претерпел мало изменений. За все время существования семейства было выпущено большое количество вариантов Hercules для различных заказчиков по всему миру. Однако современным требованиям, предъявляемым к машинам данного класса, старый С-130 уже отвечать не мог, поэтому было принято решение о создании новой модификации С-130.Принимая во внимание, что планер самолета в целом удовлетворяет предъявляемым требованиям, специалисты «Lockheed» основное внимание сосредоточили на совершенствовании различного бортового оборудования, включая системы управления полетом и силовой установкой самолета, а также применение цифровой авионики. В итоге численность экипажа удалось сократить до двух человек  сократили штурмана и бортинженера, но в пилотской кабине предусмотрено место для третьего члена экипажа, если понадобится.

Новая бортовая система управления полетом самолета позволяет с высокой точностью и эффективностью решать различные задачи, включая навигационные, самолет также оснащен новой РЛС. Пилотская кабина оснащена современным голографическим индикатором на лобовом стекле для каждого из двух пилотов  революционное решение для военно-транспортных самолетов, многофункциональными жидкокристаллическими индикаторами (дисплеями), а также дисплеем, на котором отображается полетная карта. Приборная доска, главная и потолочная панели  совершенно новые и кардинально отличаются от тех, что применялись на более ранних модификациях самолетов данного семейства. В пилотской кабине можно увидеть две штурвальные колонки (специалисты «Lockheed Martin» решили применить штурвальные колонки с небольшим штурвалом), командир экипажа управляет носовой управляемой стойкой при помощи специального рулевого колеса (носовая стойка и основные опоры шасси  модернизированные), сохранились в целом схожие рукоятка стояночного тормоза и кресла пилотов.

Возможности С-130} существенно выросли: за 20 минут самолет может набрать высоту около 8839 м, а практический потолок достиг 10668 м. При этом существенно повысилась топливная экономичность самолета, и дальность полета выросла на 40%. Примерно на 40% также выросла крейсерская скорость машины, на 50% повысились показатели по скороподъемности, тогда как максимальная скорость выросла на 21%, а дистанция разбега сократилась на 41%. В основном все эти улучшения  прямой результат применения новой силовой установки, включающей четыре турбовинтовых двигателя Rolls-Royce AE2100D3 мощностью по 4591 л. с. каждый и новые, более эффективные шестилопастные воздушные винты Dowty R391 с композитными лопастями. В результате тяга на взлетном режиме выросла на 30%, а расход топлива силовой установки снизился на 15%. Особенно привлекают внимание новые воздушные винты  шестилопастные, характерной искривленной формы взамен четырехлопастных, применявшихся ранее.

Работа по программе C-130J была начата в 1991 году, планировалось создать два варианта: базовый  в целом схожий с С-1 ЗОН, но с новым бортовым оборудованием, и вариант C-130J-30  с фюзеляжем, удлиненным на 4,57 м. Постройка первого серийного самолета была начата осенью 1994 года, 18 октября 1995 года первая машина, C-130J-30, была выкачена из цеха  через два дня его путь повторил первый C-130J. Следующей весной оба самолета были облетаны. В 1996 году компания «Lockheed Martin» организовала мировое турне C-130J в целях увеличения его продаж, особенный упор делался на те страны, которые уже эксплуатировали более ранние модификации С-130. В середине 1998 года самолет приступил к сертификации по правилам Федеральной авиационной администрации, но проблемы с программным обеспечением и различными системами привели к задержкам с поставками машин заказчикам. Только в августе 1998 года первая машина была передана заказчику  британские ВВС получили свой первый C-130J-30 (британское обозначение  Hercules C.Mk 4), то есть двумя годами позже первоначально запланированного срока.

К 2002 году C-130J поступил в эксплуатацию первых пяти заказчиков. Британские ВВС получили все заказанные 10 самолетов C-130J (Hercules C.Mk 5) и 15 удлиненных C-130J-30. Все заказанные самолеты получила Австралия 2 машин варианта C-130J-30, а Италия получила 12 из заказанных 22 самолетов. Дания на тот момент не получила ни одного из трех заказанных самолетов. Что касается ВВС США, то они к августу 2002 года получили 17 самолетов C-130J, затем темп поставок машин возрос. Плюс к тому было решено приобрести 10 самолетов метеоразведки WC-130J, но КМП США из-за проблем с топливозаправочными агрегатами получил только 9 из 13 заказанных воздушных танкеров KC-130J. Пять самолетов, заказанных ВВС США, было решено переоборудовать под стандарт EC-130J.