Военно-транспортные самолеты Transall

Военно-транспортные самолеты Transall до сих пор остаются на вооружении французских ВВС. Самолет поставлялся ВВС в двух вариантах  базовом C.160F и модернизированном C.160NG.Серийный выпуск самолетов Transall первого поколения был закончен в 1972 году. На тот момент было выпущено три прототипа, шесть предсерий-ных и 169 серийных самолетов. Люфтваффе получили 110 самоле тов C.160D (20 из них почти сразу передали Турции), девять C.160Z поступили в ВВС ЮАР, а 50 самолетов C.160F приобрели ВВС Франции.


Почему французы сделали такой небольшой заказ  осталось загадкой, поскольку этих машин хвг тило только на оснащение одной транспортной эскадры (часть самолетов при этом использовались в составе ночной почтовой службы и несли гражданскую регистра цию). На сегодня Transall первого поколения эксплуатируются липп двумя из трех эскадрилий 61-й транспортной эскадры: ЕТ 1/61 «Touraine» и ЕТ 3/61 «Poitou», а ЕТ 2/61 «Franche-Comte» перевооружена на Lockheed Martin С-130Н/Н-30 Hercules.Вскоре, однако, было принято решение вновь открыть сборочную линию на французском заводе в Бурже, где хотели собрать для ВВС Франции еще 23 военнотранспортных самолета (ими планировалось вооружить четыре эскадрильи), а также шесть самолетов в специальной конфигурации и шесть машин для Индонезии (четыре из них для компании «Pelita Air Services»).Компания «Aerospatiale» ожидала получить заказы минимум на 40 гражданских Transall, включая три самолета для ночной почтовой службы (перевозка почты в ночное время), хотя на момент возобновления производства заказ имелся только от Индонезии. Новые самолеты получили обозначение C.160NG (Nouvelle Generation  «новое поколение») и отличались от C.160F усиленной конструкцией, увеличенным запасом топлива (дополнительный топливный бак в центроплане), усовершенствованной авионикой, а также возможностью дозаправки топливом в полете (неубирающаяся штанга топливоприемника монтировалась над кабиной).

Десять из 23 транспортных самолетов были построены в варианте транспортный/самолет-за-правщик  топливозаправочный агрегат был размещен в задней части левого обтекателя основной опоры шасси. Еще пять самолетов были подготовлены для оперативного оснащения таким агрегатом. Самолеты Transall C.160NG были поставлены в эскадрильи ЕТ 2/64 «Anjou» и ЕТ 1/64 «Вёагп» (авиабаза Эврё-Фовиль).Кроме двух основных транспортных эскадр, ЕТ 61 и ЕТ 64, самолеты Transall поступили на вооружение 56-й смешанной авиагруппы «Vaucluse» (один самолет  для поддержки действий сил специальных операций), а также 50-й «Reunion» (Сен-Дени, Реюньон), 55-й «Ouessant» (Дакар-Квакам, Сенегал), 58-й «Antilles» (Форт-де-Франс, аэропорт Ламен-тин, Мартиника) и 88-й «Larzac» (Джибути) «заморских» эскадрилий.Два самолета из первой партии в 25 машин, заказанных ВВС Франции, были построены в варианте самолета радио- и радиотехнической разведки C.160G Gabriel, оснащенного современным эффективным специализированным оборудованием. Самолет хорошо отличим по «лесу» антенн на фюзеляже и крыле. В 1988 году они поступили на вооружение в 54-ю эскадрилью «Dunkerque» (Мец-Фраскати), принимали участие в операции «Буря в пустыне», на Балканах и на Ближнем и Среднем Востоке.

Еще четыре C-160NG были заказаны в 1982 году в варианте самолета связи и управления (воздушный КП)  С.160Н ASTARTE. В 1988 году они поступили на вооружение 59-й эскадрильи «Bigorre» (авиабаза Эврё-Фовиль), оснащены комплексом оборудования ASTARTE, входят в состав системы связи и управления стратегическими ядерными силами RAMSES и обеспечивают связь с находящимися на боевом дежурстве французскими стратегическими подводными ракетоносцами (ПЛАРБ). Оборудование самолетов было выполнено устойчивым к воздействию помех и электромагнитного импульса, возникающего при ядерном взрыве. Отличительная особенность этих машин  конструктивные элементы в хвостовой части машин, предназначенные для буксируемой антенны. Вероятно, они также оснащались топливозаправочными агрегатами. Эскадрилья была расформирована 3 июля 2001 года.

Выпуск самолетов Transall второго поколения был завершен в 1985 году. С тех пор французские Transall прошли ряд модернизаций. В 1994-1999 годах все остававшиеся на тот момент в строю машины первого и второго поколений  65 или 66  в рамках программы «Renove» получили модернизированное приборное оборудование кабины, включая новые индикатор на лобовом стекле, электронный пилотажный индикатор EFIS 854 TF и систему управления полетом с двумя компьютерами Gemini 10, а также радиосвязное и навигационное оборудование (включало инерци-альный блок, инерциальную кур-совертикаль и приемник сигналов спутниковой навигационной системы). Модернизированные самолеты получили обозначение C.160R, хотя бывшие C.160NG можно определить по топливозаправочной штанге.Самолеты Gabriel и ASTARTE прошли модернизацию ранее и в программу «Renove» не включались.

22 Transall, оставшиеся в строю, впоследствии прошли новую модернизацию  двумя партиями по 11 машин. На них установили новый бортовой комплекс обороны, включая станцию предупреждения о радиолокационном облучении Sherloc, а также станцию предупреждения о ракетной атаке и автоматы отстрела ИК-ловушек и дипольных отражателей. В дальнейшем планируется заменить С. 160 на новый военно-транспортный самолет А400М, но сегодня ВВС Франции, испытывая недостаток в военно-транспортных самолетах такого класса, были вынуждены приобрести партию военнотранспортных самолетов CASA CN.235M-200, которые в войсках получили прозвище «Transallitos». В ближнесрочной перспективе С. 160 останутся на вооружении ВВС Франции и при необходимости будут проходить дальнейшую модернизацию.