Ветолет Ми-28

 


Несмотря на всю историю достаточно неоднозначных результатов сравнительных испытаний с вертолетом Ка-50, Ми-28 в будущем должен стать стандартным боевым вертолетом российской армии. Ми-28 спроектирован по классической одновинтовой схеме, члены экипажа расположены тандемом с превышением задней кабины над передней. Под носовой частью фюзеляжа установлена пушечная турель. Первый из четырех прототипов Ми-28 выполнил первый полет 10 ноября 1982 года. Два первых вертолета были оснащены ТВаД семейства ТВЗ-117 ОКБ им.

В. Я. Климова мощностью по 1923 л. с. (1434 кВт) с отклоненными вверх соплами. В носовой части фюзеляжа имелся неподвижный обтекатель оптоэлектронной обзорно-прицельной системы. Первый прототип имел трехлопастный рулевой винт, на втором установили четырехлопастный Х-образный рулевой винт. Третья и четвертая опытные машины построены в варианте Ми-28А. Сравнительные испытания Ка-50 и Ми-28 явного победителя не выявили. Предпочтение тогда отдали Ка-50, но ограниченной серией собирались строить и Ми-28. На Ми-28Н установлена над-втулочная РЛС по типу вертолета Longbow Apache. Первый серийный Ми-28 передан Вооруженным силам России в 2006 году.К началу 2012 года заказано не менее 60 Ми-28, более 30 вертолетов уже поступили в войска. Первый экспортный заказ на 10 машин варианта Ми-28Н поступил в 2010 году от Венесуэлы.Фюзеляж полумоноко-ковой конструкции изготовлен из легких сплавов, в районе кабины и важных элементов конструкции установлена титановая броня. Шасси неубираемое, трехопорное с хвостовой опорой.

Ми-28 вооружен 30-мм пушкой 2А42, орудие установлено на подфюзеляж-ной турели. Боекомплект в 300 снарядов размещен в двух ящиках, установленных тоже на турели, что снижает вероятность заклинивания снаряда при подаче к пушке. Скорострельность пушки составляет 300 выстрелов в минуту при стрельбе по наземным целям и 900 выстрелов в минуту при стрельбе по воздушным целям.Подвесное вооружение крепится к четырем пилонам небольшого крыла.В типовой вариант боевой нагрузки входят 16 ПТУР 9М120 «Атака-В», блоки НАР калибра 55 мм или 80 мм, малой дальности 9К38 «Игла», кассетные бомбы. Приборное оборудование кабин совместимо с очками ночного видения. В кабине летчика установлены ИЛС и жидкокристаллический индикатор, на который выводится ТВ-изображение. На гиростабилизирован-ной носовой турели установлены оптоэлектронная обзорно-прицельная система и лазерный дально-мер-целеуказатель. Вертолет оснащен системами пассивной защиты: блоками отстрела ложных целей, приемником предупреждения об электромагнитном и лазерном облучении, в законцовках крыла размещена аппаратура постановки помех.

Плоское остекление кабин выполнено из бронестекла. Кабины защищены титановой и керамической броней. Жизненно важные системы также защищены броней и продублированы. Реализован и принцип защиты более важных агрегатов менее важными. Члены экипажа размещены на энергопоглощающих креслах, рассчитанных на парирование удара при аварийной посадке с вертикальной скоростью до 12 м/с. Имеется система аварийного спасения членов экипажа. В аварийной ситуации отстреливается боковое остекление кабин и консоли крыла, по бортам фюзеляжа надуваются баллонеты, по которым экипаж покидает вертолет, после чего открывает парашюты. В задней части фюзеляжа по левому борту имеется люк для доступа в отсек БРЭО и большой отсек, в котором возможна перевозка двух или даже трех человек, то есть Ми-28 способен эвакуировать экипаж сбитого боевого вертолета или самолета.