Вертолеты семейства Ка-27


Вертолеты семейства Ка-27 стали, пожалуй, самыми успешными отечественными вертолетами корабельного базирования, а часть из них нашла применение и в гражданской авиации.

 


Ка-27ПЛ
Противолодочный Ка-27ПЛ (обозначение НАТО  «Helix-А») стал первым принятым на вооружение и пошедшим в серию вертолетом семейства Ка-27 (первоначальное обозначение Ка-252). Основой целевой аппаратуры вертолета стала поисково-прицельная система «Осьминог», позволявшая обнаруживать подводные лодки противника и вырабатывать данные целеуказания для комплексов противолодочного оружия (своего и кораблей группы), а также решать навигационно-тактические задачи.

«Осьминог» включал подсистемы  гидроакустическую, радиолокационную, индикации навигационно-тактической обстановки и информационно-вычислительную. Расположенная внизу носовой части фюзеляжа поисковая РЛС позволяет обнаруживать подводные лодки в надводном или позиционном положении, а также решать навигационные задачи. Гидроакустическая подсистема была представлена опускаемой ГАС ВГС-3 и сбрасываемыми радиогидроакустическими буями. Вывод вертолета в следующую точку для опускания антенны ГАС ВГС-3 осуществлялся в автоматическом режиме. Кроме того, вертолет получил магнитометр. Бортовая ЭВМ поданным, полученным от гидроакустической и радиолокационной подсистем, осуществляла выработку данных целеуказания на применение оружия. Средства самообороны представлены аппаратурой РЭБ (хвостовая часть фюзеляжа), станцией предупреждения о радиолокационном облучении (приемники в носовой части и на хвостовом оперении), станциями ИК-помех (хвостовая часть фюзеляжа). Внизу фюзеляжа имеется отсек вооружения. Вооружение Ка-27ПЛ может включать две противолодочные торпеды или подводные ракеты (АТ-1М, ВТТ-1, УМГТ-1, АПР-2), либо восемь противолодочных бомб (ПЛАБ-250-120), либо 36 РГБ (РГБ-НМ и РГБ-НМ-1).Первый полет состоялся 8 августа 1973 года, серийное производство на вертолетном заводе в Кумертау  с 1979 года; на 2011 год построено более 270 вертолетов Ка-27ПЛ и Ка-28. Вертолет, по отзывам летчиков, отличается простотой эксплуатации и высокой надежностью, возможностью эффективно решать задачи в сложных климатических и погодных условиях (в частности, при волнении моря до 5 баллов), в любое время суток. Дальность полета  более 700 км, боевой радиус  200 км.


Ка-28 и Ка-27М
Ка-28 («Helix-А»)  противолодочный вариант с увеличенным запасом топлива, предназначался для поставки на экспорт. Поставлялись во Вьетнам, в Индию, Югославию, КНР и ряд других стран. Вертолеты отличались от базового варианта по составу БРЭО, увеличенной емкостью топливной системы (до 4770 л; это позволило примерно на 50 минут увеличить продолжительность полета), а также наличием более мощных двигателей ТВЗ-117ВКР, с увеличенной мощностью на номинальном и крейсерском режимах. Внешне Ка-28 можно отличить по более широкой двери кабины экипажа и выпуклым иллюминаторам.Модернизированный вариант Ка-27ПЛ получил обозначение Ка-27М, модернизация идет в направлении повышения продолжительности полета, повышения возможностей бортовой поисково-прицельной системы, расширения состава вооружения. Пока на вооружение ВМФ РФ не поступали.


Ка-29ТБ
Транспортно-боевой Ка-29ТБ («Helix-В») создан на базе Ка-27ПЛ по заказу ВМФ СССР и предназначен для обеспечения действий десантно-штурмо-вых групп в ходе проведения морских десантных операций транспортировки и высадки десантных групп и поддержки их огнем, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. В целом от предшественника были заимствованы все основные системы, но выполнено бронирование кабины и двигателей, установлены дополнительные радиостанции и пр.

Ка-29ТБ может применяться в двух вариантах: транспортном (перевозка до 16 десантников в полной выкладке, плюс вооружение  носовой четырехствольный 7,62-мм пулемет, на внешней подвеске возможна перевозка до 4000 кг груза) и боевом (управляемое и неуправляемое ракетное, стрелково-пушечное и бомбардировочное вооружение на четырех внешних балочных держателях на левом и правом бортах, а слева вблизи центра масс вертолета неподвижно закреплена 30-мм пушка 2А42, плюс соответствующие средства обнаружения и наведения).Первый полет  в 1976 году, серийное производство на заводе в Кумертау  с 1984 года. Построено около 60 вертолетов, находятся на вооружении ВМФ России и ВМС Украины.

Ка-27ПС
Ка-27ПС («Helix-С»)  поисковоспасательный вариант в целом схож с противолодочным Ка-27ПЛ, но имеет несколько отличий: отсутствует отсек вооружений, само вооружение и часть оборудования; увеличена максимальная взлетная масса машины; усилено шасси; увеличен запас топлива (4830 л); на левом борту снаружи у грузовой двери установлена электролебедка ЛПГ-300 грузоподъемностью до 300 кг к ней можно присоединять универсальное или лямочное сиденье, пояс для подъема космонавтов в ложементе и др.; на борту размещены различные поисковоспасательные средства  надувные пояса, спасательные плоты (до 12 ПСН-6АМ), маркерные буи, ори-ентирные морские бомбы ОМА6 и др.; для работы в темное время суток имеются дополнительные фары ПРФ-4МП и ФПП-7 для освещения груза на внешней подвеске, и ФР-9  для освещения спасаемых, плюс ручной сигнальный прожектор РСП-45. В хвостовой части фюзеляжа имеются два радиомаркера, а в кожухе, прикрепленном к задней части хвостового кока,  радиобуи.

Ка-32
Ка-32 («Helix-С»)  дальнейшее развитие вертолетов семейства Ка-27, создан специально для гражданского применения. Первый полет серийного Ка-32 состоялся в 1980 году. Вертолет был показан на парижском авиасалоне 1985 года, а в 1983-1985 годах на Ка-32 установлено семь мировых рекордов, в том числе по максимальной высоте полета  8520 м, высоте полета с коммерческим грузом 1000 кг  7305 м, с грузом 2000 кг-6400 м, а также по скороподъемности. Существует несколько вариантов: Ка-32С  судовой многоцелевой всепогодный вертолет (для ведения ледовой разведки, разгрузки судов, обслуживания буровых платформ и пр.); Ка-32А  модернизированный Ка-32; Ка-32А1 противопожарная модификация Ка-32А; Ка-32А2  вариант для полиции; Ка-32А11 ВС  сертифицирован для работы в Канаде и Европе; Ка-32А12 — вариант для Швейцарии; Ка-32К  вертолет летающий кран с внутрифю-зеляжной полувыдвижной дополнительной кабиной для оператора; Ка-32Ттранспортный вертолет (4000 кг внутри кабины, 5000 кг на внешней подвеске); велись работы по противокорабельному вертолету Ка-32А7 с ПКРК «Уран» (Х-35).