Вертолет Whirlwind HAR.Mk 10

Данный вертолет Whirlwind HAR.Mk 10 принадлежал 22-й эскадрилье британских ВВС, которая в 1962 году прошла перевооружение с поршневых Whirlwind HAR.Mk 2 на газотурбинные HAR.Mk 10. Последнюю модель в ноябре 1981 года сменили вертолеты Westland Wessex. Этот ХР395 вместе с ХР329 (тоже HAR.Mk 10) находится сегодня в частной коллекции в Таттершел Торпе.Вертолеты Whirlwind, включенные в состав поисково-спасательных эскадрилий британских ВВС, окрашивались в ярко-желтый цвет, что подчеркивало характер решаемых задач и позволяло сделать их более заметными как для спасаемых, так и для других поисково-спасательных групп в случае крушения самого вертолета-спасателя.После установки на вертолеты Whirlwind газотурбинных двигателей Rolls-Royce Gnome носовая часть фюзеляжа претерпела существенные изменения. При этом для более удобного техобслуживания двигателя Gnome на правом борту в носовой части была устроена откидывающаяся панель, что позволяло выполнять большую часть работ по обслуживанию двигателя без необходимости снимать его с машины.


Пилот и второй пилот располагались плечом к плечу в пилотской кабине, находящейся впереди и выше  грузопассажирской кабины. Пилоты попадали в кабину, используя подножки и поручни на внешней стороне фюзеляжа. В течение 1960-х годов британские летчики, планировавшие получить допуск к полетам на Whirlwind, вначале проходили начальную летную подготовку на вертолетах Bell Model 47G {местное обозназ-чение Sioux HT.Mk 2) во 2-й летной школе 8 Терн Хилле, а затем учебный курс на вертолетах Whirlwind в Шо)бери. Лишь после этого летчики направлялись в строевше 22-ю или 202-ю эскадрильи.С левой стороны хвостовой балки располагался двухлопастный рулевой винт, который компенсировал разворачивающий момент от несущего винта. Вал трансмиссии рулевого винта проходит в верхней части фюзеляжа и сверху хвостовой балки, а в основании киля расположен угловой промежуточный редуктор.Для предохранения хвостовой балки от возможного повреждения при взлете и посадке снизу нее была установлена хвостовая опора. Ее конструкция включала демпфирующее устройство, позволявшее опоре компенсировать определенные нагрузки, а не просто ломаться под их воздействием.


Вертолет оснащался трехлопастным несущим винтом диаметром 16,15 м и одним газотурбинным турбовальным двигателем Bristol Siddeley (затем Rolls-Royce) Gnome мощностью 1050 л.с. За время серийного выпуска вертолетов S-55/Whirlwind применялись четыре типа двигателей, включая поршневые двигатели Pratt & Whitney R-1340 мощностью 600 л.с, Pratt & Whitney R-1300 мощностью 700 л.с. и Alvis Leonides Major мощностью 750 л. с., а также ГТД Gnome.На сдвижной двери нанесена эмблема 22-й эскадрильи. Поисково-спасательные эскадрильи британских ВВС обычно подразделялись на несколько отрядов, рассредоточенных по авиабазам и аэродромам вдоль побережья. 22-я эскадрилья сформирована в сентябре 1915 года и в годы Первой мировой войны являлась истребительной, а во Вторую мировую войну летала на Bristol Beaufort и Beaufighter и приняла участие в операциях в Великобритании и на Дальнем Востоке. К поисково-спасательным операциям ее стали привлекать в 1955 году, когда она получила Whirlwind HAR. Mk 2. Позже эскадрилья эксплуатировала Whirlwind HAR.Mk 10 и Wessex, а сегодня продолжает решать задачи поиска и спасания, летая на Sea King HAR.Mk З/ЗА.


На правом борту располагалась сдвижная дверь (сдвигалась назад), а над проемом двери находилось крепление для спасательной лебедки. Для выполнения спасательных операций в ночное время или в сложных метеоусловиях над дверью, рядом с креплением для спасательной лебедки, был установлен мощный прожектор, с которым работал оператор лебедки.Поисково-спасательные Whirlwind были оборудованы специальными спасательными лебедками, что позволяло поднимать на борт вертолета спасенного в том случае, если не было возможности совершить посадку. Крепление лебедки располагалось на правом борту машины над проемом двери грузопассажирской кабины. Обвязанный страховочным ремнем оператор лебедки всегда был готов прийти на помощь спасаемому или спасателю и управлял работой лебедки, а также расположенным над кабиной мощным прожектором. Оператор поддерживал двухстороннюю связь с пилотом.