Вертолет Squirrel


Разработанный «Аёг-ospatiale» в начале 1970-х годов, Squirrel (или Ecureuil во французском варианте) стал одним из самых успешных современных легких многоцелевых вертолетов. Squirrel выпускается в однодвигательном и двухдвигательном вариантах и поставляется гражданским и военным заказчикам. Squirrel  один из нескольких вертолетов, разработанных специалистами «Aerospatiale», которые сегодня продолжают выпускаться в рамках вертолетостроительного европейского концерна «Eurocopter». Примечательно, что Ecureuil хоть и строится сегодня концерном «Eurocopter», изначально все же является французской разработкой. Плюс к тому, вертолет стал первым проектом, реализованным новой компанией «Aerospatiale», созданной под эгидой правительства в январе 1970 года путем слияния компаний «Sud- Aviation», «Nord-Aviation» и ряда других.

Одной из первых задач новой компании стало создание замены для успешного семейства вертолетов Alouette компании «Sud-Aviation». Вертолеты Alouette II и Alouette III находились в эксплуатации по всему миру, решали различные задачи и потому заменить их все за счет создания одной машины  задача была весьма сложная. «Aerospatiale» приступила к работе над новым однодвигательным вертолетом, применив в нем максимум современных на тот момент технологий. AS 350 Ecureuil получил совершенно новую, легкую композитную втулку несущего винта, которая получила название Starflex  в производстве она была проще и дешевле, а в эксплуатации  более прочной и надежной. Программа нового вертолета была официально обнародована в апреле 1973 года, а первый полет машина совершила 27 июня 1974 года в Мариньяне. Вертолет был оснащен турбо-вальным двигателем (ТВаД) Avco Lycoming LTS 101. 14 февраля 1975 года в воздух поднялся второй вертолет с ТВаД Turbomeca Arriel 1 мощностью 641 л. с. Вариант с двигателем Lycoming предназначался для рынка США, где машина получила название AS 350С AStar и 21 декабря 1977 года была сертифицирована по нормам FAA. Поставки заказчикам начаты в апреле 1978 года. На базе AS 350С в 1978 году создан вариант AS 350D AStar Mk II с более мощной силовой установкой, а затем  вариант AStar Mk III. В остальных странах вертолеты с двигателями Arriel именовались AS 350В Ecureuil (или Squirrel). Данный вариант был сертифицирован 27 октября 1977 года, поставки начаты в марте 1978 года.



В конце 1970-х годов «Aerospatiale» изучала возможность внесения ряда важных изменений в базовый проект, в том числе  применения двухдвигательной силовой установки. Двухдвигательный AS 355 Ecureuil 2 был в целом схож с машинами семейства AS 350, использовался тот же несущий и рулевой винты, шасси и другие элементы. Кабина была тех же размеров, что и на базовом Ecureuil. Отличия заключались в двухдвигательной силовой установке  два ТВаД Allison 250-C20F взлетной мощностью по 420 л. с. Первый из двух прототипов AS 355 был облетан 28 сентября 1979 года, первая серийная модификация получила обозначение AS 355Е. Для американского рынка вертолет получил название TwinStar. В январе 1984 года ему на смену пришел AS 355F, в который внесли ряд изменений, позволивших повысить максимальную взлетную массу и массу полезной нагрузки. 10 декабря 1985 года французское агентство сертифицировало новую усовершенствованную модификацию AS 355F2, отличавшуюся вновь увеличенной массой и рядом изменений в системе управления.



Компания «Aerospatiale» также продолжила усовершенствование базового AS 350В. В 1980 году появился медицинский вариант AStar, способный перевозить двух носилочных больных. В 1986 году вертолет оснастили противопожарным комплектом разработки компании «Conair» с подфюзеляжным водяным баком  машина прошла испытания под обозначением AS 350В и затем привлекалась к тушению пожаров на юге Франции. Бак заполнялся водой всего за 30 секунд, причем машина при этом могла зависать над рекой или озером (прудом). Вертолет позже был сертифицирован и поставлялся заказчикам под обозначением AS 350В Firefighter. Внеся в конструкцию Ecureuil ряд усовершенствований, впервые примененных на AS 355, разработчики получили модификацию AS 350В2, которая оснащалась двигателем Arriel 1D1 мощностью 732 л. с., новым редуктором и несущим винтом с лопастями с широкой хордой, как на двухдвигательном варианте. AS 350В2 получил сертификат 26 апреля 1989 года, в США он поставлялся как SuperStar.


На смену базовому AS 350В вначале пришел AS 350ВА, оснащенный двигателем Turbomeca Arriel IB мощностью 641 л. с. и лопастями несущего винта по типу AS 350В2. Находившиеся в эксплуатации AS 350В могли быть доведены до стандарта ВА, выпуск модификации AS 350В был прекращен в 1998 году.Последней модификацией Ecureuil стал AS 350B3, приспособленный для эксплуатации в жарком, пустынном климате и горных условиях. Планировалось, что он заменит Aerospatiale Lama, успешно эксплуатировавшийся в горах. Вертолет получил ТВаД Arriel 2В мощностью 848 л. с. с системой FADEC (автономная цифровая система управления двигателем) и имел усовершенствованную трансмиссию, а также рулевой винт с лопастями с широкой хордой. Прототип AS 350B3 поднялся в воздух 4 марта 1997 года, а поставки начались в январе 1988 года. На сегодня этот вертолет считается самым мощным и скоростным в своем классе, он может подниматься на высоту 7000 м (по ISA+20°C) и поднимать груз массой 1400 кг на высоту 200 м, имея при этом полную заправку топливом с 30-минутным резервом.Последней серийной модификацией Ecureuil 2 стал вариант AS 355NP, оснащенный парой ТВаД Turbomeca Arrius 1А1. Продажи AS 355 подтвердили высокую заинтересованность в нем со стороны гражданских, военных и полицейских заказчиков. Особенно востребован вертолет у разработчиков шельфовых месторождений.