Вертолет Sikorsky S-65

S-65 был разработан под требования Корпуса морской пехоты (КМП) США на новый тяжелый транспортный вертолет, которым предполагалось заменить устаревший СН-37 Mojave. Разработка S-65 велась специалистами компании «Sikorsky» на базе проекта HR3S-1, представлявшего доработанный вариант спроектированного компанией корабельного вертолета S-61/SH-3 и отличавшийся удлиненным фюзеляжем и задней грузовой рампой. Проект также стал основой для создания боевых поисково-спасательных вертолетов СН-3 и НН-3 Jolly Green Giant.


Тактико-технические требования на перспективный корабельный тяжелый транспортный вертолет НН(Х) были обнародованы командованием КМП США в 1962 году. Морской пехоте требовался вертолет, способный брать на борт полезную нагрузку массой 3629 кг, с боевым радиусом не менее 185 км и скоростью полета 278 км/ч. Вертолет должен был иметь способность перевозить 1,5-тонный грузовик и трейлер, ЗрК Hawk или тактическую ракету Honest John класса «поверхность -поверхность».Компания «Sikorsky» предложила на тендер свой вертолет S-65, в котором сочетались трансмиссия летающего крана S-64 Tarhe, шестилопастный несущий и рулевой винты вертолета СН-37 и увеличенный планер СН-3 с водонепроницаемым корпусом, задней грузовой рампой и боковыми спонсонами.Прототип двухдвигательного вертолета S-65 был облетан в 1964 году, а вскоре на вооружение КМП США поступил тяжелый транспортный вертолет СН-53 Sea Stallion. Он строился в четырех основных модификациях: транспортный СН-53, поисково-спасатель-ный НН-53, противоминный (вертолет-тральщик) RH-53 и вертолет для специальных операций МН-53. Модификации СН-53 и НН-53 широко использовались КМП и ВВС США во Вьетнаме.Впоследствии компания «Sikorsky» разработала вертолет второго поколения S-80, на котором ее специалисты установили третий двигательТб4и семилопастный несущий винт.

В 1973 году с компанией был подписан контракт на постройку двух опытных машин нового типа и проведение их испытаний. КМП США в итоге получили модернизированный тяжелый транспортный вертолет СН-53Е, а ВМС  противоминный вертолет МН-53Е Sea Dragon. Вертолеты CH-53A/D и СН-53Е авиации КМП США активно применялись в ходе операций «Iraqi Freedom» и «Enduring Freedom». В операциях в Афганистане также были задействованы немецкие вертолеты CH-53G.В 2008 году ВВС США списали свой последний вертолет специального назначения МН-53М Pave Low (Enhanced Special Operations), а годом ранее КМП США приступил к снятию с вооружения вертолетов первого поколения CH-53A/D  им на замену пришли конвертопла-ны V-22.По состоянию на 2013 год военные модификации вертолета S-65 оставались на вооружении Ирана, Израиля, Мексики и Германии. Компания «Sikorsky» же по заказу КМП США приступила к разработке вертолета нового поколения, получившего обозначение СН-53К.