Вертолет Sikorsky S-64 Skycrane CH-54 Tarhe

Карьера вертолета Sikorsky S-64 Skycrane выдалась долгой и удачной. Первый «летающий кран» в значительном количестве строился для Армии США и являлся единственным большим западным вертолетом-краном. Эти вертолеты использовались во Вьетнаме. После снятия с вооружения Армии США в 1990-е годы, небольшое количество вертолетов эксплуатируются как противопожарные.марте 1959 года первый полет выполнил прототип Sikorsky S-60, предназначавшийся для использования в качестве военного и гражданского тяжелого вертолета-крана. Работы по данной теме не вышли из стадии постройки прототипа, но к моменту катастрофы S-60 в апреле 1961 года в разработке уже находился вертолет-кран S-64 с двумя ТВД, позже получивший наименование Skycrane. От S-60 новая машина унаследовала фюзеляж в виде балки и трехопорное шасси.


Фюзеляж S-64 выполнен в виде довольно тонкой, но очень прочной балки, на которой смонтированы шестилопастный несущий винт (от тяжелых вертолетов Sikorsky S-65/H-53, работы по которым шли в это же время), два мощных тур-бовальных двигателя, сильно разнесенные основные опоры шасси и съемная лебедка с тяговым усилием 9072 кг. Носовая опора шассиустановлена под компактной кабиной-гондолой. В передней части кабины бок о бок размещаются два летчика, за ними оборудовано рабочее место для управления вертолетом, сидя лицом к хвостовой части, что позволяет лучше контролировать процесс погрузки и разгрузки.

За счет минимизации массы фюзеляжа удалось повысить массу полезной нагрузки, причем вертолет способен перевозить негабаритные грузы, которые не вместились бы в фюзеляж. Груз перевозится или на тросе (длина троса 30,5 м), или крепится в четырех местах к балке-фюзеляжу. Еще одним новым и необычным конструктивным отличием стал специально разработанный съемный грузовой контейнер, рассчитанный на перевозку или грузов массой до 9500 кг, или 67 солдат, или 48 раненых на носилках; в контейнере также возможно размещение штаба, узла связи, полевого госпиталя и др.Компания «Sikorsky» разработала варианты контейнера с противолодочным и минно-тральным оборудованием, ряд других вариантов, но данная амбициозная концепция себя не оправдала.

Прототип S-64/YCH-54A выполнил первый полет 9 мая 1962 года в Стратфорде, Коннектикут. Дальнейшие испытания проводились Армией США в Форт-Брэгге, Джорджия.Испытания Армии США подтвердили заявленные характеристики вертолета, но Армиязаказала сравнительно немного машин. Первые серийные вертолеты использовались для отработки перевозки грузов массой до 9072 кг на внешней подвеске. Два вертолета из первой партии проходили оценочные испытания в ФРГ. Вертолеты получили гражданскую регистрацию ФРГ и недолгое время эксплуатировались «Weser Flugzeugbau». В конечном итоге Германия решила закупить S-65.Всего «Sikorsky» построила 54 серийных СН-54А (фирменное обозначение «Sikorsky» — S-64E). На СН-54А устанавливались одноколесные основные опоры шасси и ТВД Pratt 8с Whitney Т73-Р-1 взлетной мощностью по 4500 л. с.Серийный выпуск СН-54 начали по мере втягивания США в боевые действия в Юго-Восточной Азии.В 1964-1965 годах четыре СН-54А выполняли работы во Вьетнаме в интересах 1-й кавалерийской (аэромобильной) дивизии Армии США.

Первым крупным сражением, в котором приняли участие эти машины, стала битва в долине Дранг в 1965 году. СН-54 из 478-й и 291-й авиационных рот оставались во Вьетнаме до вывода американских войск весной 1973 года.На протяжении всей войны вертолеты перевозили тяжелые и крупногабаритные грузы, такие как бульдозеры, грейдеры, легкую бронетехнику, боеприпасы. В отдельных случаях СН-54 перевозили контейнеры, в которых размещалось 87 солдат. Важной задачей СН-54 стала эвакуация с территории противника поврежденной авиатехники. СН-54 эвакуировалиболее 380 сбитых летательных аппаратов, стоимость которых примерно равна 210 млн долларов.Едва ли не самой необычной нагрузкой стала 4535-кг бомба BLU-82, оснащенная дистанционным взрывателем. Эксперименты по сбросу таких бомб проводились с самолетами С-130 и вертолетами СН-54. Бомба предназначалась для расчистки посадочных площадок для вертолетов в джунглях.Потери СН-54 за восемь военных лет были сравнительно небольшими. Огнем с земли в 1966 году был сбит один СН-54А, еще восемь было потеряно в 1966-1972 годах в летных происшествиях.