Вертолет Sikorsky S-61

Опыт эксплуатации в ВМС США вертолета Н-34 Seabat выявил неэффективность тактики поисково-ударных пар вертолетов, когда один из них только искал субмарину, а второй  только уничтожал. В 1957 году флот заключил с компанией «Sikorsky» контракт на разработку вертолета, совмещавшего «два в одном»  возможности поиска и уничтожения субмарин.Прототип S-61 (YHSS-2) выполнил первый полет 11 марта 1959 года. Серийные вертолеты обозначались HSS-2 до 1962 года, когда обозначение изменили на SH-2A; это был первый серийный вариант в семействе Н-3 Sea King. Два T58-GE-8/8B мощностью по 1250 л. с. разместили над кабиной. Несущий винт стал пятилопастным. В прочном фюзеляже оборудовали кабину для двух летчиков и кабину для двух операторов противолодочного оборудования-. Днище прочного фюзеляжа/корпуса было выполнено в форме лодки  вертолет являлся амфибией. Дополнительную плавучесть обеспечивали боковые поплавки-спонсоны, в которые также убирались основные опоры колесного шасси.Основу поискового оборудования SH-3A составляли опускаемая ГАС AQS-10 и поисковая РЛС APN-130. Вертолет нес вооружение из двух противолодочных торпед или глубинные бомбы.

Построили, помимо прототипа, примерно 245 вертолетов варианта SH-3A, затем собрали 73 SH-3D с ТВаД T58-GE-10 мощностью 1400 л.с., ГАС AQAS-13AH РЛС APN-182. Два SH-3D доработали в поисково-спа-сательный вертолет общего назначения SH-3G, сняв противолодочное оборудование и установив взамен 15 матерчатых сидений и дополнительные топливные баки.Принятое в начале 1970-х годов решение вывести из состава ВМС США противолодочные авианосцы привело к появлению SH-3H, который мог выполнять не только задачи противолодочной обороны, но также осуществлять патрулирование водных акваторий и выполнять целеуказание управляемым ракетам. До уровня SH-3H доработали 116 ранее построенных машин, установив ГАС AQS-1ЗВ, РЛС LN-66HP и буксируемый магнетометр ASQ-81 (в правом спонсоне). UH-3A и VH-3A, конверсии вертолета SH-3A, предназначались для транспортных и VIP-перевозок, соответственно. НН-ЗА являлся поисково-спасательной модификацией. КМП США продолжал использовать VH-3D для перевозки президента США и в 2013 году.Отдельным направлением развития стал S-61 R с удлиненным фюзеляжем и задней опускаемой рампой. ВВС США закупили СН-ЗС (построено 74)’и'СН-ЗЕ (45). Эти варианты использовались для транспортных перевозок и эвакуации БЛА. ВВС США также получили дальние поисково-спаса-тельные НН-ЗЕ (14), оснащенные броней, вооружением и системой дозаправки в воздухе.В войсках НН-ЗЕ получили прозвище «Jolly Green Giant». Это был самый важный вариант Н-3, использовавшийся во Вьетнаме.

Компания «Sikorsky» построила для Береговой охраны США 40 улучшенных поисково-спасательных вертолетов HH-3F Pelican.Sea King строились по лицензии в нескольких странах. Варианты итальянской фирмы «Agusta» включают ASH-3D (модификация SH-3D), ASH-3D/TS (Trasporto Speziale) для VIP-перево-зок, AS-61А-4  экспорный варианта ASH-3DAS, ASH-3H  вариант SH-3H и боевой поисково-спаса-тельный AS-61 R, близкий HH-3F. Японская «Mitsubishi» строила S-61 для морских Сил самообороны Японии, всего было построено 55 единиц HSS-2 (аналог SH-3A), 29 HSS-2A (SH-3D) и 83 — HSS-2B (SH-3H).В Силах самообороны также использовались поисково-спасательные S-61 А, S-61 А-1 и S-61 АН постройки компании «Sikorsky».Варианты Sea King, разработанные «Westland» в Великобритании, описаны отдельно.«United Aircraft of Canada» собрала 37 CHSS-2 после закупки в США четырех вертолетов; большинство вертолетов позже модернизировали до уровня СН-124А. Экспортные заказы были получены от Аргентины (пять S-61 D-4, близких SH-3D, и ASH-3D), Бразилии (шесть SH-3D) и Дании (девять поисково-спаса-тельных S-61 А-5). Малайзия для своих ВВС приобрела 40 транспортных S-61A-4 Nuri. ВМС США передали 18 SH-3A/D/G ВМС Испании, восемь из них прошли модернизацию в противолодочные SH-3H, а на трех SH-3D по контракту 1984 года установили поисковые РЛС Searchwater. Производство Sea King компания «Sikorsky» завершила в 1980 году после постройки 794 вертолетов.С вооружения ВМС США вертолет официально снят в 2006 году.