Вертолет SH-2G Super Seasprite


SH-2G Super Seasprite поставлялся заказчикам в виде модернизированного SH-2F или в виде абсолютно нового вертолета. В обоих случаях машина оказалась очень востребованной.Вертолеты семейства Seasprite находились в эксплуатации уже больше 10 лет, когда в 1973 году появился более современный вариант SH-2F LAMPS 1  однодвигательный многоцелевой вертолет превратился в двухдвигательный противолодочный, оснащенный РЛС компании «Litton» и буксируемым магнитометром. Он оказался настолько эффективным в эксплуатации, что по данному стандарту были переоборудованы почти все имевшиеся в строю многоцелевые и поисково-спасатель-ные вертолеты Seasprite.Поисково-спасательные и многоцелевые вертолеты UH-2 активно и успешно применялись во Вьетнаме, причем один из пилотов Seasprite стал одним из двух летчиков военно-морской авиации, награжденных Медалью почета конгресса США.


В 1985 году компания «Катап» подняла в воздух прототип усовершенствованного SH-2G с новой, изготовленной из титанового сплава верхней частью кабины, где разместились новые двигатели T700-GE-701, обеспечившие 10% прирост мощности и отличавшиеся лучшей топливной экономичностью. Вертолет также получил композитные лопасти несущего винта и цифровую авионику.«Катап» модернизировала под новый стандарт большую часть сохранившихся в ВМС США вертолетов SH-2F, хотя значительная часть SH-2F все же осталась на базе хранения. Впрочем, с тех пор и до решения ВМС США в середине 1994 года отказаться от данной машины как основного противолодочного вертолета, специалисты «Катап» так и не нашли новых заказчиков. Даже с учетом того, что машина себя хорошо зарекомендовала в ходе операции «Буря в пустыне»  особенно при поиске морских мин.

Вертолеты, принимавшие участие в операции «Буря в пустыне», отличались подфюзеляжной ИК-системой переднего обзора, установленными в проеме двери пулеметами, автоматами отстрела ИК- ловушек и дипольных отражателей и т.п. Вплоть до списания фрегатов УРО типа «Оливер Хазард Перри» в 2000 году вертолеты оставались в ограниченной эксплуатации в паре эскадрилий авиации Резерва ВМС США. В целом служба вертолетов данного семейства продолжалась в ВМС США до 2006 года.После снятия вертолетов данного типа с вооружения ВМС США образовался достаточно большой запас машин, которые можно было поставлять на экспорт или использовать в качестве запчастей. Первым экспортным заказчиком Seasprite стал Египет, получивший в октябре 1997 года  ноябре 1998 года десять SH-2F, модернизированных до стандарта SH-2G(E). Вертолеты были приписаны к паре фрегатов типа «Нокс» и трем фрегатам УРО типа «Оливер Хазард Перри». Отличительной особенностью египетских машин стало наличие опускаемых ГАС.

В целом SH-2G имел достаточную вооруженность для решения возлагаемых на данные вертолеты задач, машина оснащалась мощной и надежной силовой установкой, однако ряд специалистов считал, что в вопросе простоты эксплуатации на корабле этот вертолет все же уступает англо-фран-цузскому Lynx.Компания-разработчик предполагала, что среди экспортных заказчиков созданного ею вертолета появятся такие страны, как Греция, Таиланд и Турция, но следующий экспортный заказ пришел не от них. Вертолет выбрали для службы на австралийско-но-возеландских фрегатах УРО типа «АНЗАК» («ANZAC») и на построенных британцами фрегатах типа «Линдер».

Следующим заказчиком на Super Seasprite стала Новая Зеландия, подписавшая в 1997 году контракт на четыре, затем пять, вертолетов SH-2G(NZ), причем в стадии ожидания их поставки с 1998 года новозеландские военные временно эксплуатировали четыре SH-2E Затем им на смену пришли полноценные SH-2G, способные применять для борьбы с кораблями ракеты AGM-65 Maverick. Вертолеты SH-2G(NZ) отлично зарекомендовали себя в новозеландских ВМС.
Наиболее совершенным на сегодня вариантом Seasprite является SH-2G(A)  одиннадцать таких вертолетов были в 1996 году заказаны Австралией, поставки начаты в 2001 году. Оснащенный двигателями Т700 и акустическим процессором (системой обработки акустических сигналов) UYS-503, вертолет SH-2G был близок по возможностям к принятым на вооружение австралийского флота S-70B-2. Закупленные австралийцами машины представляли собой американские SH-2G (модернизированные из SH-2F), которые прошли доработку под требования заказчика  отличались интегрированным комплексом БРЭО, новой «стеклянной» кабиной, РЛС Telephonies APS-143ISAR, комплексом РЭБ компании «Elisra» и возможностью применения противокорабельных ракет Kongsberg Penguin Mk 2 Mod 7.

Вследствие ряда технических проблем поставка первых трех вертолетов заказчику была задержана. Проблемы технического плана возникали с вертолетами и позже в ходе эксплуатации, поэтому в 2009 году Австралия вернула
их компании «Катап». К тому же программа характеризовалась существенным перерасходом средств.SH-2 рассматривался в качестве претендента на участие в конкурсе австралийской Армии на закупку боевых вертолетов («Project Air 87»), обсуждался вопрос о закупке дополнительно до 29 вертолетов для обеспечения базирования на кораблях двух SH-2G вместо одного S-70B.Руководство «Катап» рассчитывало на новые экспортные заказы, но вертолет не выдержал конкуренции со стороны Westland Super Lynx, SA 365 Dauphin, AS 565 Panther и S-70B. He помогла продажам даже созданная компанией уникальная лазерная система обнаружения мин «Magic Lantern». Последним заказчиком SH-2G стала Польша, купившая четыре вертолета в рамках контракта на покупку пары фрегатов УРО типа «Оливер Хазард Перри».