Вертолет SA 321 Gb Super Frelon



Флотилия 32F из Ланвеок-Поулмик  одно из нескольких подразделений авиации ВМС Франции, оснащенных вертолетами SA 321G. С появлением более современных машин Super Frelon стали постепенно снимать с эксплуатации, оставшиеся же в строю были переориентированы на иные задачи. Вертолеты получили также двухтоновый серый камуфляж и малозаметные опознавательные знаки. Ранее использовались окраска в цвет морской волны и хорошо видимые белая надпись «Marine» и опознавательные знаки . Кроме того, вертолеты в ВВС ряда стран, например Ирака и Израиля, окрашивались в сухопутный камуфляж.В носовой части Super Frelon, принятых на вооружение ВМС Франции, имеется РЛС Omera Segid ORB 31D Heracles, обеспечивающая целеуказание для применения ПКР Exocet. Сектор обзора РЛС по азимуту 180°, по углу возвышения  30°. РЛС способна обнаруживать надводную цель с эффективной отражающей поверхностью 10ОО м2 на дистанции до 80 км. В 1979 году подписан контракт на замену РЛС на более новую ORB 32 Heracles 2 (сектор обзора по азимуту 360°), но затем контракт аннулировали (хотя часть экспортных вертолетов получили РЛС ORB-32).

SA 321G отличался просторной кабиной с хорошей шумоизоляцией и системой вентиляции, ее вместимость  27 десантников или до 5000 кг груза. Альтернативный вариант15 носилочных раненых с двумя сопровождающими.Вертолет имел шестилопастный несущий винт диаметром 18,89 м. Лопасти  цельнометаллические, прямоугольной в плане формы, на противолодочном варианте  с механизмом складывания лопастей. Длина лопасти  8,6 м, профиль  NACA 0012. Полый D-об-разный лонжерон формировал носок лопасти, к задней его части крепились отсеки из алюминиевого сплава.

История Super Frelon началась с вертолета Frelon, разработанного французской компанией «Sud-Est» и получившего обозначение SE 3200. Вертолет предназначался для эксплуатации только с сухопутных аэродромов и отличался хвостовой балкой характерной формы, на конце которой дополнительно к рулевому винту располагался еще и цельноповоротный стабилизатор. Несущий и рулевой винты  четырехлопастные, силовая установка  Turmo IIIB мощностью по 801 л.с., установленных горизонтально над фюзеляжем (два  перед редуктором несущего винта, а третий — за редуктором, с боковым воздухозаборником). Построены лишь два вертолета Frelon, первый поднялся в воздух 10 июня 1959 года.


Испытания ПКР Aerospatiale АМ39 Exocet на вертолетах Super Frelon были начаты в 1977 году. Ракеты крепились под фюзеляжем, целеуказание ПКР обеспечивалось при помощи РЛС Omera Segid ORB 31D Heracles I, антенна которой размещалась в носовой части, под характерным обтекателем. Данные автоматически вводились в систему управления ракеты перед ее пуском. Иракские вертолеты оснащались более современной РЛС ORB 32WAS и также могли применять ПКР Exocet. До начала поставок в октябре 1983 года самолетов Dassault-Breguet Super Etendard, вертолеты оставались в авиации ВМС Ирака единственными носителями авиационных ПКР. В ходе войны с Ираном, с сентября 1980 года по конец 1983 года, Super Frelon записали на свой счет 25 иранских кораблей и судов. Атакам вооруженных данной ПКР вертолетов Super Frelon подвергались также нефтедобывающие платформы в Персидском заливе.
Оборудование

Применяемое на вертолетах оборудование зависит от характера решаемых задач и конкретной модификации машины. SA 321 Ga  базовая модификация вертолета для французских Вооруженных сил, построено пять машин в транспортном варианте, без аппаратуры поиска и обнаружения. SA 321Gb  противолодочный вариант, с полным комплектом пилотажно-навигационного оборудования, включая доплеровскую РЛС и радиовысотомер. Вначале лишь ведущий в группе из 3-4 вертолетов Super Frelon оснащался опускаемой гидроакустической станцией (ГАС) и тактической системой Sylphe, остальные же машины вооружались обычно четырьмя американскими самонаводящимися торпедами Мк 46 или французскими L6. Датчики системы Sylphe размещались под обтекателями в верхней части спонсонов, данная система была установлена постепенно на большую часть парка вертолетов Super Frelon. Несущий винт имел частоту вращения 207-212 об/мин. Силовая установка включала три двигателя Turmo  мощность их постоянно наращивалась, что позволяло повышать максимальную взлетную массу. Так, с двигателями Turmo IIIC3 мощностью 1475 л. с. максимальная взлетная масса составляла 12000 кг, но с применением двигателей Turmo IIIC6 мощностью 1551 л.с. и затем Turmo IIIC7 мощностью 1610 л.с. максимальная масса возросла на 1000 кг.