Вертолет Model 212


На военной службе Bell UH-1N и Model 212 подтвердили репутацию, заработанную более ранними моделями UH-1, вобрав в себя все усовершенствования и реализовав преимущества двухдвигательной схемы. Позднее военные получили Model 412 с четырехлопастным винтом, отвечавшую насущным требованиям заказчиков по всему миру. После боевого дебюта Bell Model 204/205 во Вьетнаме, вертолет немедленно снискал себе громкую славу. Больше известный как UH-1 Huey, он делал все, что от него требовалось, а вскоре, как это обычно бывает, требовать стали все больше. Хотя UH-1 превосходил любой другой средний вертолет из применявшихся во Вьетнаме, он все еще не соответствовал условиям местного жаркого и влажного климата, что особенно ощущалось при полетах над дельтой Меконга. В США понимали, что Huey требуется более мощная силовая установка. Компания «Bell Helicopter» сумела договориться с правительством Канады и фирмой «Pratt & Whitney Canada»  планировалось оснастить однодвигательный Model 205 (UH-1H) парой двигателей PT6T-3Turbo Twin-Рас. Такое решение повышало не только летные характеристики машины, но и ее надежность и безопасность. 1 мая 1968 года «Bell» заявила о заказе канадской армией на 50 вертолетов и формально приступила к проектированию новой машины, получившей обозначение Model 212.


Когда программа «Twin Huey» получила утверждение, к вертолету начали проявлять пристальный интерес американские военные. Хотя армия США не отказалась ни от одного заказа на однодвигательные UH-1, ВВС, ВМС и КМП США быстро закупили новые машины. Model 212 получил в США военное обозначение UH-1N. Поставки вертолетов Канаде начались в мае 1971 года под обозначением CUH-1N, которое позднее изменили на CH-135 Twin Huey. Во Вьетнаме американские машины в основном стали использоваться для специальных операций, таких как действия против партизан над Меконгом, КМП и ВМС США высоко оценили UH-1N за повысившуюся безопасность при полетах над водой. Морская пехота и флот интенсивно использовали свои UH- 1N в качестве десантных  роль, в которой UH-1N продолжают использоваться КМП и сегодня. Эти заслуженные машины скоро будут модернизированы до стандарта UH-1Y.

После Вьетнама UH-1N ВВС США использовались в качестве спасательных, для перевозки VIP-персон (VH-1N) и специальных транспортных задач  таких как доставка расчетов стратегических ракет к шахтам. В ВМС США
основной задачей вертолетов, получивших обозначение HH-1N, стали поисково-спасательные и транспортные операции.
Model 212 широко продавался вооруженным силам разных государств, многие из которых уже использовали UH-1.
«Bell» имела долгосрочное лицензионное соглашение с фирмой «Agusta», и итальянский производитель вертолетов оказался удобным поставщиком для рынков, которые иногда не были напрямую доступны американской фирме.
Строившийся «Agusta» Model 212 получил обозначение АВ 212. Фактически, «Agusta» столь удачно действовала на рынке, что зачастую вступала в прямую конкуренцию с «Bell»  особенно это коснулось продаж Model 412.

«Agusta» также разработала ряд специализированных вариантов АВ 212. Наибольшим спросом пользовался противолодочный вертолет сухопутного/корабельного базирования  АВ 212ASW.В число его покупателей входили Италия, Греция, Иран, Ирак (не поставлялся), Саудовская Аравия, Испания и Турция. Для решения своей основной задачи вертолет оснащен опускаемой гидроакустической станцией, в кабине оборудовано место оператора и возможна подвеска пары мелкокалиберных торпед. Для борьбы с надводными целями тот же базовый вертолет может быть оснащен поисковой РЛС в цилиндрическом обтекателе над кабиной пилотов. Типовое вооружение этого варианта включает пару ПКР ОТО-Melara Sea Killer, хотя вариант, поставленный Турции, может нести ПКР BAe Sea Skua. АВ 212ASW обычно оснащены спасательной лебедкой по правому борту кабины и всегда несут аварийные надувные поплавки на лыжах шасси. «Agusta» также разработала варианты АВ 212 для электронной разведки, предназначенные в основном для итальянской армии.

АВ 212ASW также обладает возможностями ведения электронной разведки  в зависимости от установленного оборудования.К концу 1970-х годов «Bell» искала пути дальнейшего повышения характеристики Model 212/UH-1N, так как заказчикам требовались вертолеты с увеличенной скоростью и дальностью полета. Стремясь получить требуемые результаты при минимальном изменении конструкции базового планера, «Bell» разработала вертолет Model 412. Вместо стандартных двигателей Pratt & Whitney Canada РТ6Т-ЗВ была установлена пара форсированных РТ6Т-ЗВ-1 и увеличен внутренний запас топлива. Но главные отличия заключались в использовании совершенно нового четырехлопастного несущего винта с эластомерными подшипниками и втулкой, а также лопастями, полностью изготовленными из композиционных материалов. Два доработанных Model 212 использовались в качестве прототипов, и первый из этих вертолетов поднялся в воздух в августе 1979 года. К февралю 1981 года процесс сертификации был завершен, и первые Model 412 были поставлены коммерческому оператору на Аляске.

«Agusta» получила лицензию на выпуск вертолета под обозначением АВ 412 и выиграла несколько военных контрактов, в основном у европейских заказчиков. Противостояв своим же собственным вертолетам в нескольких конкурсах, «Bell» уступила итальянским АВ 412.Джентльменское соглашение между двумя компаниями зачастую приводило к тому, что выпуск машин делился между «Bell» и «Agusta», и это без сомнения стало причиной отказа американской фирмы от возобновления лицензии компании «Agusta» на выпуск АВ 412. Индонезийская IPTN получила лицензию на выпуск 100 вертолетов под обозначением NBell 412. Производство началось в 1984 году, и в основном строился вариант 412НР. Все NB 412 строились для государственных заказчиков  в основном военных.

В число вариантов 412-го входил Model 412SP (Special Performance) с возросшим на 55% запасом топлива и увеличенным максимальным взлетным весом. Вертолет Model 412НР, сертифицированный в 1991 году, получил усиленную трансмиссию, a Model 412ЕР (Enhanced Performance) оснащен доработанными двигателями PT6T-3D и цифровой системой управления полетом. Ныне он является стандартной серийной моделью. В число военных и военизированных покупателей Model 412 (АВ 412) входят Бахрейн, Ботсвана, Великобритания, Венесуэла, Гондурас, Италия, Канада, Мексика, Нигерия, Норвегия, Словения, Филиппины, Шри-Ланка, Швеция, Финляндия, Эквадор, и Южная Корея. Канада снова стала одним из крупнейших покупателей, заказав в 1992 году 100 вертолетов на базе 412ЕР под обозначением СН-148 Griffon (Model 412CF). Вертолеты Griffon были закуплены для замены канадских СН-135 (и других типов); поставки завершились в 1998 году. Итальянские АВ 412 известны под именем Grifone, а Норвегия назвала свои вертолеты — 19 Bell 412SP  Arapahos.

В Великобритании, использующей Model 412ЕР для обучения пилотов полетам на многомоторных машинах в вертолетной школе на базе Шобери, эти машины получили обозначение Griffin HT.Mk 1. Для борьбы с подводными лодками и кораблями был разработан вариант Model 412ЕР Sentinel. Оснащенный погружаемой ГАС, поисковой РЛС и турелью FLIR, Sentinel может нести ПКР Penguin и торпеды Mk 46. Два Sentinel были переделаны фирмой «Heli-Dyne Systems» для ВМС Эквадора и поставлены в 1998 году.Как часть планов по обновлению своего парка вертолетов КМП США реализовал программу модернизации оставшихся у него UH-1N и AH-1W. Оба варианта оснащаются новым четырехлопастным композитным несущим винтом и новым оборудованием кабины, имеющим высокую степень унификации. Хотя первоначально UH-1Y рассматривался как вариант модернизации, могут строиться и совершенно новые машины этого типа.Было поставлено свыше 9 сотен вертолетов Model 212, а выпуск Model 412 к 2011 году составил 869 машин, включая 260 построенных «AgustaWestland».