Вертолет Ми-6

Ми-6, взлетевший в 1957 году, был самым большим вертолетом в мире. Получивший кодовое обозначение НАТО «Ноок», он был мощнее всех других существующих вертолетов и имел невероятные возможности по грузоподъемности.До 1957 года Советский Союз рассматривался на Западе как большая, но технологически отсталая страна, способная строить технику огромных размеров или в огромных количествах, но уступающую по характеристикам продукции Запада. Это ошибочное убеждение, никогда не имевшее под собой фактических оснований, было опровергнуто несколькими событиями. Сначала был запущен первый искусственный спутник земли.



А затем появился вертолет Ми-6  не просто большой и мощный, а в два раза мощнее любой машины, созданной на Западе.В ОКБ М. Л. Миля уже был разработан удачный вертолет в классе 8-тонных машин  Ми-4. Он выпускался серийно. Но в 1954 году Совет министров СССР распорядился создать значительно большую транспортную машину, предназначенную для военного и гражданского использования.М. Л. Миль предложил вертолет с полезной нагрузкой 9000 кг, которую в перегрузку можно было увеличить до 12000 кг. Это было почти вдвое больше максимальной взлетной массы вертолета Sikorsky Н-37, самого большого на тот момент на Западе.

Для силовой установки этого огромного вертолета был выбран двигатель Д-25В, созданный в ОКБ П. А. Соловьева. Турбовальные двигатели в 1954-1955 годах еще являлись новинкой и использовались только на легких вертолетах. Д-25В имел передовую конструкцию с осевым компрессором и развивал мощность 5500 э. л. с. (4101 кВт). На Ми-6 два таких двигателя были установлены сверху фюзеляжа, вращая несущий винт через редуктор Р-7. Ми-6, совершивший первый полет в конце 1957 года, был самым большим вертолетом в мире. Кроме того, он стал первым вертолетом с газотурбинным двигателем, запущенным в серийное производство в СССР. Машина немедленно начала демонстрировать свои выдающиеся возможности, сокрушив ряд рекордов и став первым вертолетом, превысившим скорость 300 км/ч.Вслед за пятью прототипами была построена первая серия из 30 вертолетов, большая часть из которых досталась ВВС. ’Стандартный Ми-бТ (обозначение НАТО  «Ноок-А») мог перевозить до 65 пассажиров на откидных сиденьях вдоль бортов и скамьях по центру кабины или 75 пассажиров при расположении сидений в 15 рядов, по пять в ряд. В санитарном варианте Ми-6 мог перевозить 41 больного на носилках. В хвостовой части фюзеляжа был организован двухстворчатый люк с рампой с гидравлическим приводом и установлена 800-кг лебедка для грузовых работ.Пол был рассчитан на нагрузку до 2000 кг/м2. В качестве альтернативы внутреннему размещению допускалась перевозка груза массой до 9000 кг на внешней подвеске.


Все военные Ми-6 имели экипаж из пяти человек, включая двух пилотов, бортинженера, радиста и штурмана (размещавшегося в остекленной носовой части). Последний выполнял и обязанности стрелка, так как на военных машинах в носовой части был установлен 12,7-мм пулемет Афанасьева, а некоторые вертолеты (в особенности перуанские) несли под носовой частью обтекатель с метео-РЛС.Хотя большая часть Ми-6 ВВС использовалась в качестве транспортных, существовало небольшое число машин, приспособленных для решения специальных задач. Существовали три варианта воздушного командного пункта. Эти машины оснащались узлом связи и несли многочисленные антенны разных типов по всему планеру. Варианты включали Ми-бВКП («Hook-В»; построено 36), Ми-бБУС («Ноок-С») и Ми-бАЯ(иногда встречается обозначение Ми-22) с РЛС бокового обзора.

Высокая грузоподъемность и вместительный фюзеляж Ми-6 делали его идеальным вариантом для создания других военных модификаций. В небольших количествах или единичных экземплярах были построены летающие лаборатории, вертолеты ПЛО и радиотехнической разведки, ретрансляторы и многие другие. Существовали и гражданские варианты машины, включая пассажирский Ми-6 с квадратными окнами кабины, пожарный вариант и летающий кран. Выпуск Ми-6 велся в Ростове и завершился в 1981 году после постройки 924 машин. Большая часть из них досталась военным. Эксплуатация последних российских Ми-6 завершилась в 2003 году. Среди крупных зарубежных покупателей числились Алжир, Ангола, Египет, Лаос, Польша и Перу.К 2012 году эти операторы списали свои вертолеты, хотя Ми-6 продолжает в ограниченном количестве использоваться в Беларуси, Китае, Украине и Узбекистане.