Вертолет Mangusta

В 1992-1995 годах вертолеты Mangusta приняли активное участие в миротворческих операциях ООН в Сомали. Семь вертолетов, включая четыре Mangusta на легком авианосце ВМС Италии «Джузеппе Гарибальди», выполняли разведывательные задания. Один Mangusta выпустил ПТУР TOW, уничтожив автомобиль с сомалийскими повстанцами. Затем вертолеты в 1997 году выполняли миротворческие задачи в Македонии.


В конце 1990-х годов компания «Agusta» приступила к проектированию улучшенного вертолета Mangusta, оптимизированного для экспорта. Результатом стал вертолет А129 International, прототип которого выполнил первый полет в январе 1995 года. Главными отличиями А129 International являются ТВаД Allison-Garrett LHTEC Т800 мощностью по 1200 л. с., пятилормия Италии первые верпастный несущий винт, приборное оборудование по типу «стеклянной кабины», трехствольная 20-мм пушка М197 на носовой турели и возможность использования американских УР Hellfire и Stinger.На мировом рынке А129 International был встречен спокойно, но опыт его разработки пригодился при создании нового варианта для Сухопутных войск Италии  А129 СВТ (Combattimento). В 1999 году армия перезаказала 15 вертолетов из невыполненного первоначального заказа на 60 машин в варианте СВТ; все с двигателями Gem 1004.В 2000 году «Agusta» объединилась с «Westland», образовав компанию «AgustaWestland», а в начале 2002 года новая фирма заключила контракт на модернизацию имевшихся Mangusta в вариант, близкий СВТ. Предусматривались доработки несущей системы, редуктора, БКО, СУВ и БРЭО. Армия Италии получила полноценные СВТ в 2002-2008 годах.

В сентябре 2007 года программа Mangusta получила новый импульс для развития: Турция выбрала вертолет как замену для устаревших Bell АН-1 Hueycobra и AH-1W SuperCobra. Турция заказала 51 вертолет Mangusta с опционом еще на 41 машину.Вариант для Турции получил обозначение Т129, его разработка и производство ведется совместно с «Tusas Aerospace Industries» (TAI), которая является главным подрядчиком. Компания «AgustaWestland» и турецкая «Aselsan»  субподрядчики.Т129 отличается вооружением и рядом бортовых систем турецкого производства. Так, вместо прицельной системы Honeywell установлен комплекс Aselsan ASELFLIR ЗООТ.Т129 способен нести ПТУР TOW, Hellfire и израильские Spike-ER. Также в арсенал Т129 входят 70-мм НАР Cirit турецкой разработки, неуправляемые ракеты Hydra, УР «воздух—воздух» Stinger и Mistral.Первый Т129 выполнил первый полет 28 сентября 2009 года на заводском аэродроме компании «AgustaWestland» в Италии.В ноябре следующего года Турция увеличила твердый заказ на девять вертолетов,всего намечено закупить 60 машин. Поставки вертолетов армии Турции начались в 2012 году.

В апреле 2005 года три Mangusta из 7-го полка аэромобильной бригады армии Италии перебросили в Ирак, где они действовали совместно с итальянскими HH-3F, СН-47 и АВ.412, БЛА Predator. В Ираке экипажи Mangusta отработали эвакуацию летчиков сбитых вертолетов или раненых между опорами шасси.В июне 2007 года пять А129 были направлены в афганскую провинцию Герат, еще один вертолет находился в резерве. Вертолеты доставили в Афганистан на украинском Ан-124 «Руслан». Перед развертыванием в Афганистане вертолеты А129 доработали с целью повышения боевой живучести в условиях применения ПЗРК.Mangusta обеспечивали безопасность баз и аванпостов, сопровождали транспортные вертолеты, наносили удары по наземным целям. Количество Mangusta в Афганистане доведено до 12 машин.На конец 2013 года Mangusta состояли на вооружении двух полков итальянской аэромобильной бригады  5-го «Rigel» в Делизии и 7-го «Vega» в Римини.