Вертолет Kaman Н-2 Seasprite

Хотя эксплуатация Kaman Н-2 Seasprite в ВМС США прекратилась в 2001 году, вертолет используется многими зарубежными заказчиками. Президент компании «Катап Aerospace International Corporation» адмирал Хантингтон Хардисти называл вертолет Super Seasprite не иначе как «самый совершенный и неприхотливый из когда-либо созданных для базирования на кораблях малого водоизмещения». Однако со временем ВМС США сократили парк Seasprite до двух эскадрилий Резерва ВМС  они эксплуатировали модернизированные SH-2G. Но с выводом из боевого состава ВМС США кораблей малого водоизмещения настала очередь уйти со сцены и этим эскадрильям  84-й «Titans» и 94-й «Thunderbolts».



Seasprite имел продолжительную карьеру на флоте  в однодвигательной и двухдвигательной модификациях. Вертолет был разработан в ответ на требования, выпущенные в 1958 году ВМС США к легкому многоцелевому вертолету корабельного базирования. Прототип HU2K-1 (внутрифирменное обозначение К-20) совершил первый полет в Блумфилде 2 июля 1959 года. Вертолет стал единственным в компании «Катап», получившим стандартную схему с несущим и рулевым винтом,  остальные машины имели соосные несущие винты. 1 октября 1962 года HU2K получил новое обозначение Н-2, всего компания «Катап» выпустила 190 однодвигательных вертолетов UH-2A и UH-2B (YUH-2A - четыре, UH-2A  84, UH-2B  102), которые использовались в качестве многоцелевых, связных и поиско-во-спасательных.

Руководство «Катап» считало вертолет идеальным вариантом и для Армии США, которой требовался промежуточный ва-
риант ганшипа. Один вертолет, № 149785, был переоборудован в вариант Tomahawk для проведения соответствующих испытаний, начавшихся в октябре 1963 года. Машина была вооружена двумя смонтированными в носовой части стрелковыми установками, а на подкрыльевых пилонах можно было подвешивать разнообразные средства поражения. Армейское командование планировало заказать 220 таких вертолетов, однако по ряду причин Армия США затем решила отказаться от первоначальных планов и взамен приобрести больше вертолетов UH-1. Полученный армейцами еще один Seasprite использовался для испытаний. Медаль Почета 19 июня 1968 года лейтенант Клайд Лассен, пилотировавший UH-2A Seasprite из 7-й эскадрильи, взлетел с палубы ракетного фрегата DLG-25 «Пребл» (затем эсминец УРО DDG-46 «Пребл», тип «Фар-рагут» или иногда  тип «Кунц») с задачей найти и спасти двух летчиков сбитого самолета F-4 Phantom. За выполнение задания с риском для жизни Лассен стал вторым, после пилота штурмовика А-4 Skyhawk, летчиком морской авиации США, получившим во Вьетнаме Медаль Почета.Тем временем к 1970-м годам однодвигательные Seasprite стали постепенно списывать с кораблей, на их место пришли двухдвигательные поисково-спасательные вертолеты НН-2С и HH-2D.

Двухдвигательные противолодочные Seasprite поступили на вооружение ВМС США в октябре 1970 года  флот выбрал SH-2D в качестве промежуточного варианта по программе LAMPS (Light Airborne Multi-Purpose System).В подфюзеляжном обтекателе машины располагалась антенна поисковой РЛС Litton LN 66, а на правом фюзеляжном пилоне  магнитометр ASQ-81. Слева был установлен съемный блок на 15    гидроакустических буев SSQ-47 (активные) или SSQ-41 (пассивные).20 машин были переоборудованы из HH-2D  они поступили на вооружение в 1972 году. В мае 1973 года компания «Катап» приступила к поставкам варианта SH-2F LAMPS I, который оснащался усовершенствованными двигателями General Electric T58-GE-8F мощностью по 1350 л. с., новым несущим винтом и усиленным шасси, имел улучшенные характеристики и повышенную надежность. Отличительной особенностью нового варианта стало хвостовое колесо, смещенное вперед на 1,83 м, что облегчило эксплуатацию машины с кораблей малого водоизмещения и с небольшой вертолетной площадкой.

SH-2F получил новую поисковую РЛС Canadian Marconi LN 66НР, которая также ставилась на модификацию SH-2G, благодаря чему экипаж получил возможность обнаруживать небольшие надводные цели, включая перископ подлодки или шлемы оказавшихся в воде летчиков. SH-2F также оснащался буксируемым магнитометром AN/ASQ-81(V)2, который крепился на правом пилоне, и тактической навигационной/связной системой  в итоге пришлось добавить к двум пилотам еще и оператора оборудования. Вооружение вертолета включало две противолодочные торпеды Mk 46. Из более ранних вариантов переоборудовали 88 машин, до стандарта SH-2F доработали и

16    оставшихся SH-2D  программа переоборудования была завершена в 1982 году.В марте 1972 года «Катап» построила два YSH-2E  опытные машины для отработки в рамках программы LAMPS II, которые имели новой формы носовую часть и оснащались поисковой РЛС Texas Instruments APS-115. Однако в том же году ВМС США программу закрыли. Под требования, обнародованные в рамках программы LAMPS III, «Катап» предложила флоту вариант SH-2, получивший обозначение Sealamp. Вертолет в серию так и не пошел, хотя несколько SH-2 привлекались к отработке различных систем в рамках программы LAMPS III.Вертолеты SH-2F LAMPS I эксплуатировались на фрегатах типов «Нокс» и «Кидд», атомном крейсере УРО «Тракстан» и первых крейсерах УРО типа «Тикондерога». Все крейсеры типа «Белкнап», исключая головной корабль, несли SH-2F, как и первый, а также с третьего по 25-й фрегаты типа «Оливер Хазард Перри». В 1981 году ВМС США заказали дополнительно 60 новых SH-2F, последние шесть переданы флоту как SH-2G. В 1994 году SH-2F был снят с вооружения. До того момента вертолет состоял на вооружении 11 легких противолодочных вертолетных эскадрилий (HSL): в Норфолке  30-я, 32-я и

34-я;    в Норт-Айленде  31-я, 33-я,35-я    и 84-я; в Мэйпорте  36-я; в Барберс-Пойнте  37-я; в Саут-Веймауте  74-я и Уиллоу-Гроув  94-я эскадрилья. После 1994 года остались лишь две эскадрильи Резерва ВМС, вооруженные SH-2G.
С 1987 года 16 вертолетов SH-2F прошли модернизацию с целью обеспечения эффективной работы в зоне Персидского залива: установлены ИК-станция переднего обзора AN/AAQ-16, постановщик помех инфракрасным ГСН AN/ALQ-144, станции предупреждения об облучении и постановки помех головкам самонаведения ракет AN/AAR-47 и AN/DLQ-3, новое радиосвязное оборудование. В ходе войны в Персидском заливе 1991 года на SH-2F испытали лазерную систему обнаружения мин ML-30 Magic Lantern  предшественницу системы Magic Lantern, принятой на вооружение SH-2G в 1997 году.

Программа разработки SH-2G начата в 1985 году  было решено, что модернизация имеющихся вертолетов обойдется намного дешевле, чем создание новой противолодочной машины. Прототип YSH-2G, выполнивший первый полет 2 апреля 1985 года, был переоборудован из SH-2F  на нем отрабатывались новые турбо-вальные двигатели General Electric T700-GE-401/401C мощностью по 1723 л. с., которые обеспечивали большую мощность (на 10%)и лучшую топливную экономичность (на 20%). SH-2G был достаточно легким (взлетная масса 6124 кг), чтобы базироваться на кораблях относительно небольшого водоизмещения, и отличался компактными размерами,простой и прочной конструкцией, а также легкостью в управлении, но дополнительно приобрел более мощную силовую установку и современное целевое оборудование. Основой вертолета варианта SH-2G стала ЭВМ AN/UYS-503  она обрабатывала данные, получаемые от гидроакустической аппаратуры, и позволяла Seasprite самостоятельно выступать в роли «охотника за субмаринами» (в системе LAMPS I сигнал от буев шел на корабль-носитель).