Вертолет Gazelle AH.Mk 1


Вертолет Aerospatiale (Westland) Gazelle AH.Mk 1 из состава 656-й эскадрильи армейской авиации на момент ее дислокации в Незеравоне, графство Уилтшир, середина 1980-х годов. На 2012 год в эксплуатации оставалось 28 вертолетов такого типа. Вначале Aerospatiale (Westland) Gazelle применялись в тесном взаимодействии с вертолетами Lynx AH.Mk 7, но после поступления в войска Apache AH.Mk 1 вертолеты Gazelle стали снимать с вооружения. Gazelle также стояли на вооружении 847-й эскадрильи авиации британских ВМС.


Антенны
Две большие дипольные антенны обеспечивали работу автоматического радиокомпаса ARC 340—данные с него отображались в кабине на комбинированном индикаторе. Установка данного оборудования осуществлялась уже в процессе выпуска вертолетов, поэтому система вентиляции пилотской кабины уже не справлялась, и летчики часто открывали форточки. Не показаны другие две антенны, другого типа, также обеспечивавшие работу автоматического радиокомпаса. Радиосвязные ОВЧ-антенны располагались в хвостовой балке и киле.


Носовая часть фюзеляжа и кабина
Носовая часть фюзеляжа имела остекление большой площади, обеспечивавшее хороший обзор экипажу. На носовой части виден лючок доступа к никель-кадмиевой аккумуляторной батарее (24 В). На приборной доске AH.Mk 1 имелось некоторое количество приборов и индикаторов, совместимых с очками ночного видения. Над левым креслом располагался обтекатель оптико-электронного прицела Ferranti AF 532 (на данном вертолете отсутствует), позволявшего экипажу осуществлять поиск и классификацию целей противника для последующей атаки с применением артиллерии, штурмовиков или боевых вертолетов (последний способ — преимущественный). Прицел был создан на базе прицела вертолета Lynx, имел 2,5- и 10-кратное увеличение и устанавливался в конце 1980-х годов на большинстве вертоле тов Gazelle армейской авиации и авиации морской пехоты.


Gazelle/Lynx в армейской авиации
Gazelle AH.Mk 1 оставался в ограниченной эксплуатации в армейской авиации даже в 2012 году. На пике карьеры в состав эскадрильи обычно включали шесть вертолетов Gazelle, которые обеспечивали целеуказание шести боевым вертолетам Lynx AH.Mk 7. Эскадрильи в свою очередь сводились в полки. Сегодня вертолеты Gazelle находятся на вооружении следующих подразделений армейской авиации: 671-я эскадрилья 7-го полка в Мидл-Уоллоп, графство Хэмпшир, и 29-е звено в Саффилде, Канада. Они используются в роли воздушных командных пунктов, для перевозки важных персон и командиров, а также для эвакуации раненых.


Служба в армейской авиации
Gazelle были полностью оснащены 665-я эскадрилья 5-го полка (Альдергроув, Северная Ирландия) и 658-я и 666-я (добровольческие) эскадрильи (АБ Незеравон), а также 3-е (АБ Льючарс) и 6-е (АБ Шоубери) звенья 7-го (добровольческого) полка. Переподготовку летчиков на данные машины осуществляет 671-я эскадрилья 2-го учебного полка Училища армейской авиации в Мидл-Уоллоп. В Северной Ирландии дислоцировались специализированные вертолеты Gazelle Finch, оснащенные стабилизированной платформой с ТВ-системой. Кроме того, вертолеты находились в эксплуатации ряда отдельных подразделений, дислоцированных за границей, включая 12-е звено на Кипре и 25-е звено в Белизе.


Вместимость
Экипаж Gazelle включает пилота  командира экипажа (на правом кресле) и второго пилота  наблюдателя. На заднем сиденье могут разместиться три человека, а следом идет грузовой отсек. Gazelle может ограниченно использоваться в качестве медико-эвакуационного  если убрать заднее сиденье и сложить кресло второго пилота, то в кабине можно разместить одни носилки.


Воздухозаборники и несущий винт
Сразу за обтекателем оптоэлектронного прицела и чуть выше находится воздухозаборник системы охлаждения редуктора несущего винта. Воздухозаборник двигателя оборудован защитной сеткой, опционально вместо нее можно устанавливать проти-вопылевые фильтры или противообледенительную систему.


Силовая установка
Все вертолеты Gazelle оснащались различными модификациями двигателя Turbomeca Astazou. Двигатель  одновальный, с трехступенчатой осевой турбиной. Максимальная мощность на уровне моря  от 625 л. с. у Astazou IIIN (модификация вертолета SA 341 В) до 858 л. с. у Astazou XIVM (модификация SA 342М).


Хвостовая часть фюзеляжа
В верхней части хвостовой балки проложены вал трансмиссии рулевого винта и трубопроводы гидравлической системы. Вращение рулевого винта типа фенестрон осуществляется от главного редуктора с помощью трансмиссионных валов через промежуточный и хвостовой редукторы. Внизу хвостовой балки расположены радиосвязные антенны, включая УВЧ-антенну станции Chelton, предназначенную для обеспечения связи с наземными потребителями, которые, в свою очередь, оснащены армейскими радиостанциями Clansman. Gazelle оснащен УВЧ-радиостанцией PTR 1751.