Вертолет ЕС725

Новый вертолет ЕС725 спроектирован на основе удачного ЕС225 и семейства Cougar. Средний транспортный Eurocopter ЕС725 проверен в Афганистане и получил довольно широкое распространение в мире.В конце 1990-х годов ВВС Франции изучили и оценили AS532 А2 Cougar для потенциального приобретения в качестве перспективного боевого поисково-спасательного вертолета. На основе проведенных испытаний было принято решение о разработке специализированного, сугубо военного, вертолета ЕС725.ЕС725, изначально известный как Cougar Mk II+, но затем переименованный в Super Cougar (в ВС Франции — Caracal), сочетает в своей конструкции планер от Cougar с новым пятилопастным несущим винтом и усиленным главным редуктором от ЕС225. Силовая установка состоит из двух ТВаД Turbomeca Makila 2А1 мощностью по 2382 л. с.


Первый полет ЕС725 выполнил 27 ноября 2000 года, вертолет оптимизирован для выполнения длительных полетов на высоких скоростях. Хотя ЕС725 разработан как вертолет SAR, он может выполнять массу других заданий и использоваться как транспортный, санитарный, морской патрульный, для VIP-перевозок и поддержки спецназа.Штатный экипаж состоит из двух летчиков и борттехника. Кабина рассчитана на размещение 29 бойцов или груза массой до 5670 кг, или 12 раненых на носилках при одном санитаре. ЕС725 может быть вооружен двумя пулеметами в проемах передних окон грузовой кабины (по одному на борт), двумя 19-за-рядными 68-мм блоками НАР или контейнерами с 20-мм пушками GIAT на пилонах по бортам фюзеляжа.Первым покупателем ЕС725 стали ВВС Франции, получившие в 2005 году шесть боевых поисково-спасательных EC725R2 Caracal. Вертолеты поступили в эскадрилью 1/67 Pyrenees. Впервые Caracal применялись в боевой обстановке в 2006 году, когда их перебросили в Ливан для участия в операции «Baliste» — эвакуации граждан Франции в период конфликта Израиля с внегосударственной во-енно-политической группировкой «Хезболла».В ноябре 2006 года три ЕС725 из эскадрильи 1/67 были переброшены в Афганистан, где вертолет прошел свое боевое крещение. За 12 месяцев, до апреля 2009 года, ЕС725 выполнили 600 боевых вылетов, налетав около 800 часов.

18 августа 2008 года в засаду в долине Узбин, восточная часть Афганистана, попали бойцы французского контингента ISAF. Под огнем противника два вертолета Caracal летали днем и ночью, налетав за двое суток 14 часов. Это стало самым опасным заданием. Вертолеты доставляли медикаменты, эвакуировали убитых (десять человек) и раненых (23 человека). Боевые поисково-спасательные вертолеты ЕС725, когда они не несли дежурства, часто использовали как тактические транспортные в отличие от узкоспециализированных боевых поисково-спасательных машин НН-60 ВВС США, которые для рутинных перевозок не использовались. В Афганистане удалось проверить новую технику в боевых условиях. Вертолеты ЕС725 понравились экипажам и показали высокие летные данные. Кроме ВВС, восемь ЕС725 закупили для спецназа Франции, еще несколько машин приобрели ВМС и министерство обороны Франции.Важнейшим покупателем стала Бразилия, к настоящему времени заказано более 50 вертолетов:18 для ВВС, 16 для Армии и 16 для ВМС. Большинство этих машин намечено собрать в Бразилии на заводе «Helibras», дочернем предприятии компании «Eurocopter». Первые три вертолета ЕС725 Вооруженные силы Бразилии получили в декабре 2010 года.Мексика в марте 2010 года заказала 6 вертолетов ЕС725 для своих ВВС. Позже было заказано еще шесть машин ЕС725 для ВВС и девять для ВМС. Заказчиками ЕС725 также являются Индонезия, Казахстан, Малайзия (12) и Саудовская Аравия. В Малайзии ЕС725 заменят устаревшие Sikorsky S-61.