Вертолет Bell OH-58D Kiowa Warrior

Изображен OH-58D Армии США в момент выдачи целеуказаний ударному вертолету АН-64А, наносящему удар ракетами Hellfire. Представленная на рисунке машина (серийный номер 85-24707) была одним из 207 вертолетов варианта ОН-58А Kiowa, модернизированных в вариант OH-58D, первоначально она имела серийный номер 71-20668. Армия планировала переделать не менее 592 вертолетов ОН-58А, но затем это число сократили в пользу вновь построенных Kiowa Warrior.


Созданный фирмой «DRS Technologies», надвтулочный прицел (MMS, Mast-Mounted Sight) вертолета OH-58D включает ТВ-камеру с 12-кратным увеличением, ИК-камеру с автофокусом, системы визирования и лазерного дальномера/целе-указателя, обеспечивающего автоматическое сопровождение цели в полете. Прицел может быть развернут на 190° на левый или правый борта и на 30° вверх и вниз. Система обеспечивает автоматическую фокусировку на указанной области и сопровождение цели. Днем прицел обеспечивает обнаружение целей на больших расстояниях с помощью ТВ-камеры с полем обзора от 2° до 8°, а ночью или при плохой видимости эти же задачи решет ИК-камера с полем обзора от 3° до 10°. При работе в режиме целеуказания система обеспечивает наведение на цели (танки и БТР) артиллерийских снарядов Copperhead, ракет Hellfire, бомб с лазерным наведением и способна «передавать» цели вертолетам АН-1 S Cobra.

Вертолеты OH-58D оснащены турбовальными двигателями Allison T703-AD-700 (военное обозначение двигателя Model 250-C30R/3, он устанавливается и на гражданский вертолет LongRanger III). Двигатель развивает мощность 650 э. л.с. (485 кВт) на уровне моря в стандартных условиях, а трансмиссия способна на продолжительную передачу мощности в 550 э. л. с. (410 кВт). Однако даже с этой силовой установкой OH-58D страдает от нехватки тяги и даже в обычных условиях, как правило, эксплуатируется при массе в 90% от максимальной. Тем не менее в Афганистане вертолетам приходится действовать в условиях жары и высокогорья. Запас топлива составляет 424 л, находящиеся в единственном протектированном баке позади кабины, устойчивом к повреждениям при авариях.

Экипаж OH-58D обычно состоит из двух человек, сидящих бок о бок — пилота и второго пилота/оператора систем. Пилотажный комплекс обеспечивает визуальное пилотирование машины в дневных и ночных условиях и включает в свой состав допле-ровское и инерциальное навигационное оборудование. Кабина совместима с очками ночного видения и оснащена мощным связным оборудованием, включающим пять радиопередатчиков и линий передачи данных. С 1990 года вертолеты оснащаются системой засекреченной связи AN/ARC-201 SINCGARS и радиостанцией Have Quick II. По опыту применения в Ираке на вертолеты была установлена цифровая навигационная система с электронной картой. OH-58D создан для действий на предельно малых высотах для маскировки от ПВО противника. Обычные меры безопасности предусматривают установку верхнего и нижнего резаков для тросов и проводов перед кабиной экипажа.

Сценарии боевого применения вертолетов в Европе в годы холодной войны предусматривали использование воздушных ударных групп (Air Attack Teams), состоявших из вертолетов-«стрелков» с противотанковым вооружением АН-64 Apache и АН-1 S Cobra и разведчиков OH-58D. На ОН-58 возлагались задачи обнаружения целей (прежде всего танков) для «стрелков», что позволяло последним пускать свои ракеты, не входя в зону действия ПВО. Обычно OH-58D мог взаимодействовать с Apache, используя метод наведения ракет Hellfire, называемый «захват после пуска». Пилот Apache запускал в сторону цели свою ракету, не имевшую данных о координатах противника. OH-58D «подсвечивал» цель с помощью лазерного целе-указателя. В определенный момент времени ГСН ракеты включалась и начинала поиск кодированного лазерного сигнала OH-58D. При его обнаружении производился захват цели, и ракета Hellfire нацеливалась на основание башни танка. В случае удачного попадания танк лишался башни. С точки зрения пилотов Apache, пуск ракеты при этом способе осуществлялся по принципу «выпустил и забыл».