Вертолет Bell Model 212


Bell Model 212, выпускавшийся по лицензии компанией «Agusta», открыл новую страницу в истории универсальных вертолетов. Машина широко применяется в Италии и массово экспортировалась.Компания «Agusta» начала выпускать Model 212 по лицензии вскоре после появления в США двухдвигательного варианта Bell 205. С 1971 года и в течение почти 20 лет в Италии построили более 250 вертолетов. Основными покупателями АВ 212 являлись вооруженные силы и другие государственные организации Италии, вертолет также достаточно широко поставлялся на экспорт.Компания «Agusta» строила АВ 212 в двух основных модификациях: стандартный транспортно-боевой и противолодочный и противокорабельный АВ 212 ASW палубного базирования.АВ 212 ASW разработан по заказу ВМС Италии, закупивших 67 вертолетов. В 2011 году все сохранившиеся машины состояли на вооружении подразделенийGrupelicot 4 и Grupelicot 5. Вертолетный отряд Grupelicot 5 дислоцирован в Луни (Специя), его вертолеты базируются на фрегатах типа «Джорджио» и на легком авианосце «Джузеппе Гарибальди».

 



Отряд Grupelicot 4 дислоцирован в Гротталии, на вооружении состоят вертолеты АВ 212 и SH-3D Sea King, используемые, главным образом, в интересах сформированного в 1994 году подразделения NLA (Nucleo Lotta Anfibia).АВ 212 выполняют задачи огневой поддержки спецназа, для чего могут быть вооружены 70-мм НАР.В ходе модернизации на вертолеты установили бронирование, а приборное оборудование совместили с очками ночного видения (ОНВ).Начиная с 1979 года, ВВС Италии получили 36 поисково-спаса-тельных АВ 212АМ. В 2005 годушесть вертолетов модернизировали в АВ 212 ICO (Incremento della Capacita Operativa) путем установки пассивных систем самообороны, кевларовой брони, GPS, 7,62-мм пулемета в проеме двери; приборное оборудование совместили с ОНВ.С 1975 года армия Италии получила 19 вертолетов АВ 212 (ЕМ-3), которые используются как тренировочные, транспортные и санитарные. Небольшое количество армейских вертолетов доработаны для ведения радиотехнической разведки и постановки помех. Государственная полиция Италии получила также 19 машин АВ 212.

Вертолеты АВ 212 и АВ 212ASW экспортировались в 17 стран мира. Состав оборудования и вооружения определял заказчик. Некоторые страны, например Греция, закупили вертолеты обоих вариантов для использования в ВВС, ВМС и Армии. В Греции эти машины применяют как противолодочные, РЭБ и для VIP-пе-ревозок.В 1988 году ВМС Турции закупили семь АВ 212 ASW с РЛС Sea Spray Mk 3, вертолеты вооружены ПКР Sea Skua и оснащены комплексом РЭБ Italian Elettronica Colibri.Начиная с 1980 года, ВВС Австрии получили 23 вертолета АВ 212 в многоцелевом и транспортном вариантах. В настоящее время все они дислоцированы в Линце.В 2010 году начата программа модернизации, направленная на продление ресурса еще на 25 лет с повышением эффективности применения ночью и установкой оборонительных систем.Небольшое количество АВ 212 эксплуатируется полицейской авиацией в Хорватии, Сербии и Словении. На Мальте два вертолета со смешанными мальтийско-итальянскими экипажами выполняют поисково-спасательные задачи.

Очень удачно АВ 212 продавался на Ближнем и Среднем Востоке. 27 машин закупила Саудовская Аравия для транспортных перевозок и использования в качестве учебных. Вертолетами вооружена 12-я эскадрилья 1-го авиакрыла в Кинг Халид.
ВМС Ирана закупили вертолеты АВ 212 ASW, способные нести ПКР AS 12 (позже Sea Killer). Боеготовность иранских машин находилась на низком уровне, в настоящее время в летном состоянии поддерживается не более шести вертолетов.3-я эскадрилья ВВС Бахрейна на авиабазе Рифа использует несколько АВ 212 как транспортные и полицейские. В феврале 2011 года вооруженные АВ 212 использовались для наблюдения за продемократическими демонстрациями.В 1973-1979 годах Ливану поставлены семь вертолетов АВ 212. Некоторые из них получили повреждения или были потеряны в ходе гражданской войны. Уцелевшие машины с 1990-х годов находятся на хранении. В 2009 году Ливан вел переговоры с Италией на предмет закупки запасных частей для вертолетов.