Вертолет AGUSTAWESTLAND AW129 MANGUSTA


В ходе создания нового ударного вертолета специалисты «Agusta» максимум внимания уделили его боевой мощи и высокой маневренности. Инженеры «Agusta» учли опыт, полученный американскими коллегами при создании ударного вертолета Apache, а также по максимуму использовали новейшие достижения в области науки и техники  в итоге это позволило создать современный боевой вертолет, по ряду параметров обошедший даже АН-64. Легкие композиционные материалы занимают до 45% массы вертолета AW129 (исключая двигатели), составляя около 70% площади внешней поверхности планера. Прототип  (PI) А129 (№29001, Е1901/ ММ590) - был облетан в Кашина-Коста 15 сентября 1983 года.



В 1986 году правительства Великобритании, Голландии, Италии и Испании заключили соглашение о создании нAа базе Mangusta нового «единого боевого вертолета»  программа получила название TONAL. Однако в 1987 году воз-
обновилась франко-германская программа создания ударного вертолета Eurocopter Tiger, который потенциально существенно превосходил по летно-техническим характеристикам и боевому потенциалу вариант, создаваемый
по программе TONAL, поэтому вскоре последняя была закрыта (в ноябре 1990 года). Британцы и голландцы предпочли закупить Apache, а испанцы  вертолет Tiger. В том же году первые А129 получила итальянская Армия.
ТВаД LHTECT800

«Light Вертолеты Turbine Engine Company» (LHTEC)  совместное предприятие «Allison Engine Company» (ныне «Rolls-Royce») и «AlliedSignal» (бывшая «Garrett AiResearch»), а газотурбинный двигатель T800 создан на базе F109 («AlliedSignal») и ATDE (Advanced Technology Demonstrator Engine) компании «Garrett». В 1988 году T800 был выбран Армией США для перспективного разведывательного вертолета LHX, который затем был переименован в RAH-66 Comanche и в конечном итоге прекращен в разработке. Для А 129 International была создана версия CTS8OO-OA  первый «коммерческий» вариант двигателя. После успешных испытаний на А 129 двигатель Т800 был установлен на вертолеты Westland Lynx, Eurocopter (Aerospatiale) HH-65 и Panther, а также AgustaWestland WAH-64 Apache. Вариант CTS800-4A был установлен на вертолет TAI/AgustaWestland Т-129 для Турции.В 1995 году «Agusta» получила контракт на установку на итальянские А 129 системы предупреждения о лазерном облучении Marconi Italia RALM 01, приборного оборудования, совместимого с очками ночного видения, Sanders ALQ-144(V)E (для борьбы с ракетами с ТГСН) и съемного лыжного шасси для эксплуатации зимой.
Пилоны для полезной нагрузки

А 129 имеет четыре пилона, которые могут возвышаться на угол 3° и понижаться на угол 12°. Внутренние для нагрузки массой 300 кг (обычно блоки НАР или пулеметные контейнеры), внешние для нагрузки массой 200 кг (обычно ПУ ПТУРТСМ). Топливные баки можно подвешивать только на внутренних пилонах. На данном А 129 International изображен типовой вариант вооружения   четыре ПТУР BGM-71 TOW, один 12-зарядный блок 81 -мм НАР Medusa, один 19-зарядный блок 70-мм НАР HL-19-70 и четыре ПТУР AGM-114F Hellfire.Уровень живучести А 129 соответствует стандарту MIL STD 1290. Основные опоры шасси оборудованы гидроамортизаторами, обеспечивающими безопасную посадку при скорости снижения до 10 м/с. Летчики сидят в креслах марки Martin-Baker, рассчитанных на перегрузки до 50д (летчики испытывают в этом случае перегрузку только 20д). Ручка циклического шага смонтирована не на полу кабины, а на кресле пилота  во время аварии это позволяет пилоту избежать травм.