Вертолет AB 212ASW

Начиная с 1968 года, ВМС Италии (Marina Militare Italiana, MMI) получили 68 вертолетов АВ 212, выпущенных фирмой «Agusta». В конце 2012 года в строю оставались около 50 АВ 212ASW и модернизированных АВ 212NLA, использующихся для решения противолодочных, противокорабельных и транспортно-десантных задач. На рисунке представлен вертолет из 5-й вертолетной группы 6-го отряда, к середине 1980-х годов уже использовавшего Sikorsky SH-3D/H. ВМС приобрели для замены АВ 212 вертолеты NH 90, первые новые машины были получены в июне 2011 года.


Наиболее часто UH-1 N используется КМП США для доставки личного состава, но эта универсальная машина способна решать и многие другие задачи. Для оперативного управления она может быть оснащена аппаратурой связи ASC-26 для находящегося на борту командира, который отдает приказы, непосредственно наблюдая за ситуацией на поле боя. Оснащенные такой аппаратурой Huey могут также использоваться в качестве ретрансляторов, так как UH-1 N и АН-1 W зачастую действуют на предельно малых высотах, что затрудняет ведение связи.Вооруженные UH-1 N могут использоваться в качестве передового поста наведения авиации, указывая цели как вертолетам, так и самолетам КМП, Армии, ВМС и ВВС США и других стран. Также они могут корректировать огонь артиллерии.Еще одной задачей, к выполнению которой готовятся пилоты Huey, являются десантно-штурмо-вые операции, обычно выполняемые во взаимодействии с другими Huey и АН-1 W Cobra.В число решаемых задач входят визуальная разведка, эвакуация раненых, высадка подразделений спецназа и доставка грузов на внешней подвеске. Кроме того, UH-1 N могут использоваться в качестве платформы для снайперов из спецподразделений. В боевой обстановке для экипажей Huey предпочтительнее действовать под покровом темноты.

Вращающийся против часовой стрелки, хвостовой винт АВ 212 создает тягу для компенсации момента несущего винта. Законцовки лопастей окрашены в цвета итальянского флага (красный, белый и зеленый) для безопасности наземного персонала. В основании киля имеются щели вентиляции углового редуктора хвостового винта. Нижняя часть хвостовой балки и хвостовой костыль защищают вертолет от повреждений при посадке с высоко задранной носовой частью. Вдоль балки натянута антенна КВ-связи.Основным оружием АВ 212ASV/ASW является ракета класса «воздух—поверхность» AS12. АВ 212  основной корабельный вертолет ВМС Италии, обычно базирующийся на фрегатах и эсминцах. Вооружение также включает самонаводящиеся торпеды Мк 44, Мк 46 или MQ44 для борьбы с подводными лодками, a AS12 используются против кораблей. Итальянские вертолеты прошли доработку, позволившую использовать противокорабельную ракету (ПКР) Marte Sea Killer Mk 2 (на рисунке). Также АВ 212 могут нести пулеметное вооружение и ПКР Sea Skua. Другие операторы вертолета Bell UH-1 N вооружают свои машины различными блоками НАР и пулеметными контейнерами. Например, КМП США оснащает свои вертолеты блоками НАР LAU-68 и 12,7-мм пулеметами GAU-16 или 7,62-мм пулеметами GAU-17 Minigun.UH-1 N оснащен парой турбовальных двигателей General Electric Т400-СР/401 /402 (вариант 402 развивает большую мощность), каждый из которых развивает 900 э.л.с. (671 кВт). Двигатели поставляются в виде единого блока, и если один из них выходит из строя, заменяется весь блок целиком, что позволяет сократить время этой операции. На двухдвигательных Huey можно встретить три типа двигателей, но оба двигателя в блоке должны быть одной модификации. С годами из-за постепенной деградации силовой установки и увеличения массы за счет монтажа нового оборудования вертолет начал страдать от нехватки мощности, перестав соответствовать современным требованиям. Именно из-за этого недостатка КМП США заказали создание модернизированного варианта UH-1 Y.

Созданная на базе ракеты Sea Killer, ПКР Marte способна доставить 70-кг боевую часть на дальность свыше 20 км со скоростью М=0,74, выполняя полет непосредственно над волнами для затруднения обнаружения. Вариант Мк 1 требовал постоянного наведения, в то время как вариант Мк 2, оснащенный активной радиолокационной ГСН, используется по принципу «выпустил и забыл». Из-за весовых ограничений АВ 212ASW может нести только одну ракету Marte.За исключением первых 12 вертолетов, оснащенных РЛС MEL ARI-5955, АВ 212ASW итальянских ВМС получили поисково-навигационную РЛС SMA MM/APS-705 или -706. Работающая на двух частотах диапазона I для снижения местных помех и повышения надежности система APS-705 включает 1,20-метровую антенну, вращающуюся со скоростью 20 или 40 об/мин и 23-см дисплей у оператора. Возможен выбор отображения одного из восьми диапазонов дальности  от 0,9 до 148 км. Аналогичная РЛС APS-706 позволяет использовать ракеты Sea Killer и отличается наличием двух дополнительных антенн, возможностью быстрой перестройки частоты и средствами радиоэлектронного контрпротиводействия.Командир и второй пилот располагают обширным комплектом навигационного оборудования, обеспечивающего всепогодные полеты над морем. В его состав входят радиокомпас, навигационная система TACAN (Tactical Air Navigation), УКВ привод, радиовысотомер, доплеров-ская система и гироплатформа General Electric SR-3, дополненные четырехосным автопилотом Sperry, помимо всего прочего обеспечивающего автоматический режим висения.