Универсальный военный вертолет Squirrel

 

 

 

Squirrel (Ecureuil) зарекомендовал себя удачным универсальным военным вертолетом. Помимо транспортного и тренировочного вариантов, компанией «Eurocopter» разработаны различные вооруженные модификации и даже палубные варианты для борьбы с подводными лодками. Вертолеты Ecureuil активно приобретали силовые структуры разных стран.


Австралия


Разработка военного варианта AS 350 началась спустя несколько лет после запуска в производство базовой гражданской модели. Основой для военного AS 350L, выполнившего первый полет в марте 1985 года, послужил AS 350В. Военный вариант отличался двигателем Arriel 1D, более узким лыжным шасси, сдвижными дверями кабины, возможностью монтажа бронезащиты и пилонов для вооружения. Прежде чем военный AS 350L/L1 представили на рынке, было получено несколько заказов на AS 350В в гражданском варианте. Австралия закупила 24 вертолета AS 350В, доработанные впоследствии до AS 350ВА, Шесть таких машин использовались как палубные в ВМС Австралии (на снимке), остальные поступили в вертолетное училище австралийской Армии, на них велась первоначальная подготовка летчиков для вертолетов всех типов.


Другие варианты и эксплуатанты


Поскольку вертолет Squirrel предназначался для замены Alouette II и III, он быстро нашел спрос на военном рынке. Ecureuil закупили ВВС Франции и других стран, выпуск по лицензии был налажен в Бразилии и Китае. Базовый AS 350В первой закупила Австралия, Сингапур использовал AS 350В в качестве транспортных и учебных машин. В дополнение к шести AS 350В Сингапур приобрел 20 AS 550, которые ныне состоят на вооружении двух эскадрилий сингапурских ВВС.

В январе 1990 года компания  ввела для однодвигательных вариантов наименование AS 550 Fennec, а для двухдвигательных AS 555 Fennec. Каждый вариант строился в нескольких подвариантах.В семейство AS 550 входят: транспортный AS 550U2, вооруженный пушкой AS 550А2, вооруженный ракетами AS 550С2, невооруженный морской AS 550С2 и вооруженный морской AS 550С2. В 1990 году Армия Дании закупила 12 боевых AS 550С2 с ПТУР ESCO HeliTOW. Вертолеты оснащены надкабинным прицелом и вооружены четырьмя ПТУР TOW. Аналогичные вертолеты состоят на вооружении в Сингапуре. Семейство AS 555 включает: транспортный AS 555UN, вооруженный пушкой AS 555AN, морской вертолет общего назначения AS 555MN и морской вооруженный AS 555SN.

Морской вариант AS 555 предназначен для эксплуатации с кораблей водоизмещением не менее 600 т. Вертолет может быть оснащен поисковой РЛС кругового обзора AlliedSignal (ранее Bendix King) RDR-1500 в подфюзеляжном обтекателе и детектором магнитных аномалий Sextant Avionique Mk 3 под хвостовой балкой. Также предусмотрена установка доплеровской навигационной системы Sextant Nadir Mk 10 и трехканального автопилота SFIM. Наступательное вооружение AS 555 включает две стандартные торпеды НАТО Мк 44 или Мк 46, или две французские торпеды Мигёпе. Военное вертолетное авиационное училище, Великобритания По заказу Министерства обороны Великобритании для единой (Армия, ВВС, ВМС) вертолетной школы в Шоубери компания «Eurocopter» разработала учебный вариант гражданского AS 350В2 — AS 350ВВ. В училище поступили вертолеты двух модификаций: Squirrel HT.Mk 1 (на снимке) и совместимый с очками ночного видения Squirrel HT.Mk 2. HT.Mk 2 базировались в Миддл Уэллоп и состояли на вооружении 670-й эскадрильи авиации Армии Великобритании.

Колумбия


ВМС Колумбии закупили неустановленное количество AS 555 Fennec, оснащенных поисковыми РЛС, установленными в подфюзеляжном обтекателе. Предположительно, вертолеты предназначены для борьбы с надводными и подводными целями, выполнения поисково-спасательных задач. ARC 203, на снимке внизу, является третьим Fennec, переданным Колумбии. Снимок сделан на борту корабля «Алмиранте Падилла» в Пуэрто-Рико в июле 1999 года. Вертолет тогда принимал участие в международных учениях «Unitas’99».


ВВС Великобритании


В 1996 году два AS 355F1, взятые в лизинг у гражданского оператора, поступили на вооружение 32-й (Королевской) эскадрильи британских ВВС, заменив Wessex в качестве VIP-транспорта. Позже в лизинг взяли еще один вертолет (на снимке).


Бразилия


Бразилия является крупнейшим эксплуатантом Ecureuil, а компания «Helibras» (ныне входит в «Eurocopter») построила по лицензии более 300 таких вертолетов, включая примерно 150 гражданских НВ 350ВА, НВ 350В2 и HB350F2 под наименованием Esquilo. Они использовались в полиции, правительственных и медицинских организациях, а также для патрулирования континентального шельфа. Несколько вариантов разработано для вооруженных сил. ВВС заказали 16 транспортных СН-50 Esquilo (НВ 550U2), 20 учебных ТН-50 (внизу справа), способных наносить удары по земле (НВ 550U2), 11 вооруженных СН-55 (НВ 555U2), два VIP-вертолета VH-55 (НВ 355F2). ВМС Бразилии получили 16 UH-12 (НВ 550ВА) и девять UH-12В (НВ 355F2) (вверху).


Франция


Большинство вооруженных сил предпочли закупать вариант вертолета с самой мощной силовой установкой  AS 355 Twin Squirrel (Ecureuil 2).AS 355M разработан в 1988-1989 годах, первым покупателем стала Франция, разместившая заказ на 50 машин для ВВС. Франция закупила в общей сложности 52 Ecureuil 2, включая восемь с ТВаД Allison 250-C20F. Остальные 44 машины поставлены сТМ 319 Arrius-1M.  Экспортный вариант обозначается AS 355М2. AS 555М спроектирован согласно французским требованиям к вооруженному патрульному и эскортному вертолету. «Aerospatiale» сертифицировала для применения с AS 555 несколько ракетных систем, а также ПТУР НОТ и TOW. Во Франции используются AS 355AN, вооруженные 20-мм пушкой GIAT М621 и способные нести пулеметные контейнеры MATRA или FN. AS 555AN (вверху) поступают в части транспортных вертолетов, но более известны AS 555AN из подразделения ЕНОМ 00/068, дислоцированного во Французской Гайане, способны нести блоки НАР Ariane. Французская Армия собиралась приобрести 100 Ecureuil, но закупила лишь 18 AS 555UN для обучения летчиков полетам по приборам. Подразделения Aeriennes de la Gendarmerie располагают 30 однодвигательными Ecureuil .