Ударный самолет-штурмовик J-22 Orao/IAR-93

Самолет J-22 Orao/IAR-93 был создан в результате соглашения между Румынией и Югославией. Обе страны нуждались в легком дозвуковом ударном самолете-штурмовике, который также можно было использовать в качестве перехватчика и разведчика. Принятие на вооружение планировалось в 1977 году. За разработку машины отвечали две компании: румынская CNIAR (позднее «IAv Craiova», а ныне «Aviaone Craiova») и югославская SOKO, которая выбрала в качестве силовой установки два бесфорсажных ТРД Turbomecanica/ORAO Viper Mk 632-41R, расположенных бок о бок в хвостовой части фюзеляжа.

Обе страны приступили к постройке партии из 15 предсе-рийных машин, первая из которых поднялась в воздух в конце 1978 года. Серийное производство румынских IAR-93 началось в 1979 году, а югославских J-22 Огао в 1980 году. Первые 20 серийных самолетов в каждой стране не имели форсажных камер из-за отсутствия необходимых двигателей.Первым румынским вариантом самолета стал бесфорсажный IAR-93A, поднявшийся в небо в 1981 году. CNIAR построила 26 одноместных и 10 двухместных машин с удлиненной носовой частью фюзеляжа и откидывающимися вбок фонарями.На следующем варианте IAR-93B, взлетевшем в 1985 году, были установлены ТРД Viper Mk 633-41 с форсажными камерами. Его крыло имело увеличенные корневые наплывы, а внутренние аэродинамические перегородки были сняты.УIAR-93B и двухместных IAR-93A отсутствовали под-фюзеляжные кили. Румыния заказала 165 самолетов Огао, включая двухместные машины. Первым югославским серийным вариантом был Огао 1, оснащенный (как IAR-93A и предсерийные самолеты) бесфорсажными ТРД Viper. Из-за невысоких летных характеристик эти машины использовались в качестве тактических разведчиков под обозначением IJ-22. Часть из партии в 20 самолетов была построена в двухместном учебном варианте, получившем обозначение NJ-22.За Огао 1 последовал одноместный Огао 2, или J-22(M), с увеличенными топливными баками в крыле и фюзеляже. Использование на нем ТРД Viper 633-41 с форсажной камерой позволило незначительно увеличить боевую нагрузку.

Прототип совершил первый полет 20 октября 1983 года, а в конце 1984 года начался выпуск серийных машин. К середине 1985 года построили 16 самолетов, ожидавших поступления новых двигателей. С началом поставок ТРДФ самолеты стали поступать на вооружение с 1986 года.Двухместный Огао 1 также страдал из-за невысокой тяговооруженности и малой дальности, и компания SOKO разработала новую учебную машину с более мощными двигателями и увеличенными крыльевыми баками, как у Огао 2.Первый Огао 2D, или NJ-22(M), поднялся в воздух 18 июля 1986 года. Производство 2D шло параллельно с конверсией двухместных Огао 1, дорабатывавшихся до нового стандарта.Как и у Огао 2, крыло 2D получило такие же корневые наплывы, как у IAR-93B.J-22 и NJ-22 поступили на вооружение трех полков ВВС Югославии и широко использовались в ходе воздушных войн на Балканах в 1990-х годах. Три самолета были сбиты в 1991 году. J-22 также воевали в составе авиации Сербской республики. Двенадцать самолетов были уничтожены на земле во время бомбардировок НАТО в Косово в 1999 году. Румыния завершила эксплуатацию своих IAR-93 в 1998 году, списав все самолеты.