Учебный самолет Rockwell T2J

Учебный самолет Buckeye фирмы «North American» оказался одним из «долгожителей» среди машин, созданных в 1950-х годах. Хотя было построено относительно немного самолетов, но они зарекомендовали себя отличными учебными машинами, популярными как у инструкторов, так и у курсантов. Самолет Т-2, поступивший на вооружение в 1959 году, за 50 лет своей службы внес весомый вклад в подготовку молодых летчиков для ВМС и КМП США. Подготовку проходили не только пилоты, но и вторые члены экипажей  бортовые операторы (NFO, naval flight officer). Самолет также стал ключевым элементом подготовки летного состава в Греции и Венесуэле.


Разработка Buckeye началась в 1956 году, когда ВМС США предложили авиакомпаниям представить свои соображения по созданию нового реактивного учебного самолета. На машину возлагались различные задачи, включая собственно проведение летной подготовки пилотов, обучение использованию оружия (бомбы и пушки) и начальную подготовку к полетам с палубы.В конце 1956 года, после детального изучения представленных предложений, ВМС США выбрали проект NA-249 фирмы «North American», заказав для испытаний полдюжины самолетов YT2J-1 (обозначение YT-2A после 1962 года), не являвшихся прототипами. Постройка этих машин велась на заводе «North American» в Колумбусе, Огайо, и первая из них (BuNo.144217) поднялась в воздух 31 января 1958    года.

В то время на самолете был установлен единственный ТРД Westinghouse J34-WE-48 тягой 15,12 кН, ставший основой стандартной силовой установки для серийных T2J-1 (Т-2А после 1962 года). В общей сложности в конце 1950-х  начале 1960-х годов построили 211 машин вари анта T2J-1. Первые самолеты попали в Командование начальной летной подготовки ВМС в июле 1959    года  их получило подразделение BTG-7 (Basic Training Group, с 1960 года  учебная эскадрилья VT-7) в Меридиэне, Миссисипи.Стремление повысить безопасность эксплуатации учебного однодвигательного самолета привело к серьезной переработке проекта, и в начале 1960-х появился новый двухдвигательный вариант Buckeye. Два планера, оснащенных парой ТРД Pratt & Whitney J60-P-6 тягой 13,4 кН, послужили прототипами YT2J-2 (после 1962 года  YT-2B), и первый из них поднялся в воздух 30 августа 1962 года.Успешные испытания YT2J-2 позволили развернуть серийное производство, но серия была небольшой по меркам ВМС  построили всего 97 Т-2В. Первые из них поступили на вооружение учебной эскадрильи VT-4 в Пенсаколе, Флорида, в декабре 1965 года.

Переход к ТРД General Electric J85-GE-4 тягой 13 кН, отличавшимся повышенной надежностью, привел к появлению последнего американского варианта  Т-2С. Один Т-2В переделали в опытныйYT-2C. Первый серийный Т-2С поднялся в небо 10 декабря 1968 года, и этот вариант стал самым многочисленным из построенных самолетов. Повторные заказы, размещенные в начале 1970-х годов, довели число закупленных самолетов до 231.Экспортные заказы привели к созданию двух практически идентичных вариантов  T-2D и Т-2Е. Венесуэла, ставшая первым зарубежным покупателем, в 1970-х годах приобрела 24 T-2D в двух равных партиях. Греция в то же время приобрела 40 Т-2Е, позднее добавив к ним еще пять Т-2С, уже послуживших в ВМС США.С конца 1960-х годов Т-2С стал составной частью программы начальной подготовки пилотов для ВМС США, причем как для скоростных реактивных самолетов, так и для винтовых машин, таких как Е-2 Hawkeye и С-2 Greyhound.

В обоих случаях курсантам предстояло налетать на Т-2С около 90 часов, прежде чем перейти к следующему этапу обучения.В программу обучения входило ознакомление курсантов с особенностями полетов над морем и взлетом и посадкой на палубу. Некоторое время небольшое количество самолетов принимали участие в учениях по отработке тактики воздушного боя «Тор Gun» в составе эскадрильи VF-43, базирующейся в Оушена, Вирджиния. С середины 1990-х годов на смену Т-2С и TA-4J Skyhawk стали приходить самолеты Т-45А/С Goshawk. 17 июля 2003 года Buckeye совершил свой завершающий квалификационный полет с палубы авианосца «Гарри С. Трумен» (CVN-75). Последняя посадка на палубу состоялась 25 июля 2003 года, а полностью самолеты были сняты с вооружения к 2008 году.Венесуэла сняла свои T-2D с вооружения в конце 2000-х годов, заменив их на Hongdu/PAC Karakorum. Греческие самолеты продолжают летать, оставшиеся 30 машин планируется отправить в отставку в 2015 году.