Учебный самолет Lockheed Т-33

На прочном и надежном Lockheed Т-33 прошли обучение не менее четверти миллиона курсантов, для многих из которых эта машина стала первым шагом в мир реактивной авиации. В годы холодной войны эти самолеты долгое время составляли основу парка Учебного командования ВВС США.Lockheed Т-33 не отличался выдающимися летными характеристиками или оригинальной конструкцией, но выпускался в большом количестве и за 40 лет службы зарекомендовал себя надежной учебной машиной.


Сначала ВВС США не проявили заметного интереса к двухместному варианту своего первого удачного реактивного истребителя Р-80. Пилоты, большинство из которых были закаленными в боях ветеранами Второй мировой войны, без особых проблем переходили на «летающие паяльные лампы», как часто называли первые реактивные самолеты. Тем не менее компания «Lockheed» продолжила разработку двухместной машины в инициативном порядке.По мере эскалации холодной войны ВВС США требовалось готовить все большее количество пилотов, и Т-33 вполне удовлетворял этому растущему спросу.

Под руководством Дона Палмера инженеры «Lockheed» добавили 98-см вставку в фюзеляж перед крылом и 30-см вставку позади него, что позволило разместить вторую кабину, но запас топлива при этом уменьшился. Чтобы максимально сохранить его, про-тектированные баки заменили нейлоновыми ячейками.Первый прототип (48-356), получивший обозначение ТР-80С, поднялся в небо 22 марта 1948 года в Ван Наисе, Калифорния. 11 июня обозначение самолета изменили в соответствии с новой системой ВВС на TF-80C, а с 5 мая 1949 год его переобозначили как Т-ЗЗА  что отражало его основную учебную роль.В составе силовой установки на Т-33 использовался ТРД с центробежным компрессором Allison J33-A-35 тягой 22,05 кН.В остальном Т-33 мало отличалс: от Р-80, на базе которого он был создан. Первоначально самолет оснащался каплевидными баками под законцовками крыла, но большинство машин получили 871-литровые баки Флетчера на законцовках.

Т-33 обладал всеми достоинствами учебной машины: он был устойчив и прощал ошибки пилотирования, а его летные характеристики и маневренность были близки к качествам современных боевых самолетов того времени. Стандартным учебным вариантом был Т-ЗЗА- 1-LO, вооруженный парой 12,7-мм пулеметов Browning М3, расположенных в носовой части, с боезапасом 300 выстрелов на ствол, позволявших проводить начальную стрелковую подготовку. Вариант T-33A-5-LO бьмпредна-значен для подготовки штурманов и не имел вооружения.Еще одним вариантом для ВВС США был RT-33A — построили 85 самолетов этого типа, переоснастив серийные Т-33 носовой частью с фотокамерами прямо на сборочной линии. Помимо самолетов заводского производства, многие другие Т-33 получили подобную носовую часть, особенно в ВВС зарубежных стран. Некоторые американские RT-33A летали над Лаосом в начале 1960-х годов, а другие вели фоторазведку вдоль границ Германии.

Новые учебные машины поступили на вооружение 3525-й учебной авиагруппы (позднее авиакрыла) на авиабазе Вильямс в Аризоне в июне 1949 года. Темпы выпуска постоянно росли, и вскоре самолеты поступили в другие учебные крылья: 3605-е (база Гринвилл, Миссисипи), 3510-е (база Рэндольф, Техас), 3530-е (Брайан, Техас), 3540-е (Пейнкасл, Флорида), 3560-е (Уэбб, Техас), 3565-е (база Джеймс Коннелли, Техас), 3580-е (Фостер, Техас), 3615-е (база Крейг, Алабама), 3640-е (Ларедо, Техас) и 3645-е (база Лафлин, Техас). Дополнительные авиакрылья были развернуты в 1950-х годах.
Т-33 использовался на начальном/продвинутом этапах четырехступенчатой программы подготовки летчиков, введенной в ноябре 1952 года. Т-33 также применялись для обучения навигации на малых высотах и полетам по приборам.

В Т-33 было тандемное расположение кресел  курсант сидел впереди, строго по оси самолета. Для связи между кабинами использовалось переговорное устройство AN/A1C.На протяжении 1950-х годов Т-33 составляли основу парка учебных подразделений. О масштабах их применения говорит тот факт, что в 1953 году Учебное командование ВВС намеревалось подготовить 10000 пилотов, причем все они должны были пройти через полеты на Т-33 на одном из этапов своего обучения. К концу 1950-х годов Учебное командование имело программу обучения, согласно которой даже пилоты многомоторных машин должны были пройти подготовку на Т-33.В 1961 году Учебное командование получило первые самолеты Northrop Т-38 Talon. Эти сверхзвуковые учебные машины должны были прийти на смену Т-33 на продвинутом этапе обучения. По мере роста выпуска Talon Т-33 все больше переключались на решение других задач.

К этому времени «Lockheed» завершила производство Т-33, и последний, 5691-й, самолет покинул сборочный цех в августе 1959 года. Учебное командование сдало свой последний Т-33 в феврале 1967 года, но самолет ждали еще долгие годы службы.После Учебного командования крупнейшим оператором в ВВС США стало Командование ПВО (Air Defense Command, ADC), закупившее сотни Т-ЗЗА для использования в качестве скоростных разъездных самолетов и мишеней, а также применялись они для решения других задач на уровне эскадрильи.В качестве мишеней Т-33 имитировали действия вражеских самолетов для тренировок перехватчиков ADC. Для большей правдоподобности многие Т-33 оснастили примитивным оборудованием для постановки помех.Также эти самолеты использовались для тренировок офицеров наземных пунктов управления, изображая свои перехватчики или самолеты противника. Командование ПВО списало свои последние Т-33 в 1988 году.

Часть ставших лишними Т-33 была переделана в беспилотные мишени для ВВС и ВМС США. Получив достаточно много таких машин, ВМС использовали их преимущественно при испытаниях ракет. Немногочисленные QT-33A ВВС США использовались в основном для взятия проб, проходя через облако, образовавшееся после ядерного взрыва.Последним Т-33 на службе ВВС США был NT-33A с номером 51-4120. Этот самолет был доработан фирмой «Cornell Aero Lab» (предшественницей «Calspan»), получив систему изменения устойчивости, позволявшую имитировать системы управления других самолетов. Этот исследовательский NT-33A был задействован в программах разработки многих самолетов, включая F-22, прежде чем был отправлен в отставку в апреле 1997 года, уступив место NF- 16D VISTA.