Учебные МиГ-23

МиГ-23 показал себя в эксплуатации универсальной и надежной машиной.В итоге самолет послужил базой для создания целого семейства модификаций. Наиболее многочисленными стали истребители и истребители-перехватчики (более 2500 машин), а также учебно-боевые МиГ-23УБ (около 800 машин).Вначале 1960-х годов ОКБ А. И. Микояна приступило к работам над самолетом МиГ-23 («изделие 23-11»)  истребителем нового поколения для замены МиГ-21. Отличительными особенностями были крыло с изменяемой стреловидностью, позволившее расширить круг решаемых задач и повысить летно-технические характеристики, а также новые БРЭО и вооружение.


Первый прототип МиГ-23 был облетан 9 июля 1967 года под управлением летчика-испытателя А. В. Федотова, а 21 мая 1969 года в воздух поднялся первый серийньп самолет. В 1969 году на московском предприятии ММЗ «Знамя труда» был начат серийный выпуа первой массовой модификации истребителя МиГ-23С  с двигателем ТРДФ Р-27Ф2М-300 тягой 10000 кгс. Первоначально, ввиду незавершенности работ по станции РП-23 «Сапфир-23», серийные самолеты оснащались РЛС РП-22 (как на модернизированных МиГ-21) и не имели теплопелен-гатора ТП-23 (его тоже не успели доработать), из-за чего состав их вооружения был ограничен. Обе системы появились на самолетах позже. Кроме того, МиГ-23С получили автоматический коллиматор-ный прицел АСП-ПДФ с индикацией на лобовом стекле, автоматизированную систему управления САУ-23А и пр. В 1969-1970 годах на заводе «Знамя труда» собрали около полусотни МиГ-23С, а затем в серию пошел модернизированный вариант МиГ-23М.

Усовершенствованный вариант МиГ-23М был облетан в июне 1972 года и имел немало отличий от предшественника. Были установлены более мощная силовая установка с ТРДФ Р-29Ф-300 тягой 11500 кгс, новое крыло (с увеличенной хордой подвижных частей и характерным «клыком» на передней кромке), а также современное БРЭО, включая РЛС «Сапфир-23Д» (отличительная особенность машины  оживальной формы носовой обтекатель РЛС), теплопеленгатор ТП-23, оптический коллиматорный прицел АСП-23Д, усовершенствованную автоматизированную систему управления САУ-23А, которая позволила уверенно применять УР класса «воздух—воздух» средней дальности Р-23Р/Т с полуактивной РЛ и ИК головками самонаведения (ГСН) и ракеты К-13М с ИК ГСН. Кроме того, было смещено назад хвостовое оперение, добавлен четвертый фюзеляжный топливный бак, крыло оборудовано отклоняемым носком, приводимым в действие синхронно с закрылком.

Через год появилась первая экспортная модификация  МиГ-23МС, отличавшийся упрощенным составом оборудования и вооружения, а в 1977 году появился экспортный вариант МиГ-23МФ, созданный на базе МиГ-23М и поставлявшийся вначале в страны ОВД, а затем в Анголу, Индию, Ирак, Ливию и Сирию.В 1976 году в серию пошел новый вариант, получивший обозначение МиГ-23МЛ. Его отличительными особенностями стали уменьшенная масса машины, модифицированная силовая установка повышенной мощности на базе ТРДФ Р-35-300 форсированной тягой 13 ООО кгс, укороченный фюзеляж без четвертого топливного бака и укороченный форкиль, а также применение модернизированного БРЭО, включающего усовершенствованную САУ-23АМ, новую РЛС «Сапфир-23МЛ» и теплопеленгатор ТП-23М, пилотажно-навигационный комплекс «Полет-21-23» с модернизированным автопилотом, систему госопо-знавания СРО-2М, индикатор на лобовом стекле, новые радиосвязные системы и прочее.

МиГ-23МЛ серийно выпускался для советских ВВС в 1976-1981 годах, а на экспорт поставлялся в доработанном варианте вплоть до 1985 года. Всего было построено около 1100 самолетов МиГ-23МЛ и МиГ-23МЛА, последний из которых по своим боевым возможностям был схож с модификацией МиГ-23П (23-14), принятой на вооружение ВВС ПВО СССР и серийно выпускавшейся с 1977 года. МиГ-23П отличался уменьшенной массой и усовершенствованным БРЭО. В течение 1978-1983 годов было выпущено около 500 перехватчиков МиГ-23П.На базе МиГ-23МЛ был разработан вариант МиГ-23МЛД (23-18), который стал наиболее совершенной модификацией истребителя МиГ-23 и отличался улучшенной маневренностью, модернизированной РЛС, способной обнаруживать и сопровождать до шести воздушных целей, в том числе на фоне земли, современным комплексом РЭБ, а также имел возможность применять новейшие авиационные средства поражения, включая ракеты Р-73. Сейчас самолет уже можно рассматривать как промежуточный, он позволил ВВС и авиации ПВО закрыть «брешь» до начала массового поступления в войска истребителей 4-го поколения. Всего было поставлено в войска около 560 единиц МиГ-23МЛД, из которых основная часть была переоборудована на военных авиаремонтных заводах из МиГ-23МЛ/МЛА.