Учебно-боевой самолет EMB-326 GB Xavante

Штурмовая и разведывательная авиация Бразилии включает три эскадрильи, вооруженные учебно-боевыми EMB-326GB (АТ-26, Ataque Treinamento). Изображен самолет из 1-й эскадрильи 10-й авиагруппы, дислоцированной на авиабазе Санта-Мария в штате Риу-Гранди-ду-Сул. Эскадрилья предназначена для нанесения ударов по наземным целям и выполнения разведывательных задач. Разведку осуществляют несколько RT-26 (Reconhecimento) Xavante, оснащенных контейнерами Vinten с фотоаппаратурой, контейнер подвешивается на левый пилон вместо вооружения. В качестве учебного самолет Xavante пришел на смену Т-33 Shooting Star и использовался для повышенной подготовки курсантов, отобранных для полетов на перехватчиках Mirage III.

В носовом отсеке размещено различное радиоэлектронное оборудование, отсек обозначен синусоидой. В носовой оконечности фюзеляжа установлена часть оборудования инструментальной системы посадки, индикатор данной системы, показывающий положение самолета относительно глиссады, находится в кабине. Еще антенна ILS размещена на киле. Перед козырьком фонаря кабины установлены два приемника воздушных давлений, предназначенные для измерения динамического и статического давлений воздуха; сравнение этих двух значений позволяет вычислить скорость самолета относительно воздуха.Короткие стойки шасси могут привести к касанию хвостовой частью фюзеляжа бетонки при взлете и посадке. Для страховки от такой ситуации на нижней поверхности хвостовой части фюзеляжа смонтирована предохранительная опора с небольшим колесом. Красная полоса на фюзеляже нанесена в плоскости турбины. На нижней поверхности центральной части фюзеляжа имеется разъем подключения аэродромного источника электропитания, от которого запитывается бортовая аппаратура при выключенном двигателе и производится запуск двигателя Viper Mk 540.


В обоих кабинах МВ-326 установлены легкие катапультные кресла Martin-Baker Mk 04А. В учебных полетах переднюю кабину занимает курсант. Обе кабины герметичны и оборудованы системой кондиционирования. Передняя кабина оборудована шторкой, позволяющей днем отрабатывать ночные полеты по приборам. Для обучения применению оружия в передней кабине установлен французский прицел SFOMType 83 или более универсальный гироскопический прицел Ferranti LF5 5/102А британского производства. Кабины закрыты общим фонарем Perspex, обеспечивающим отличный обзор, особенно с места курсанта.В верхней части киля установлена диэлектрическая панель обшивки, не препятствующая прохождению электромагнитных волн и закрывающая радиоантенну УКВ диапазона. В системе управления рулем направления, подобно другим поверхностям управления ЕМВ-326, механические устройства почти не используются. Прямоугольный выступ на передней кромке руля направления выше верхней петли навески выполняет функции аэродинамического балансира, снижая аэродинамическую нагрузку на руль при его отклонении. На киле ниже балансира руля смонтированы полукруглые антенны радионавигационной системы VOR и инструментальной системы посадки ILS. На бразильских ЕМВ-326 установлены приемник Collins 51V-1 и маркерный маяк 51Z-4.


Простое прямое крыло ЕМВ-326 ограничивает максимальную скорость полета дозвуковым значением. Крыло не снабжено механизацией по передней части (такими как щелевые предкрылки или отклоняемые носки). Крыло сделано довольно толстым, относительная толщина (отношение максимальной толщины к длине хорды) в корневой части — 13,7, на законцовке — 12. Заднюю часть крыла занимают отклоняемые гидравликой щелевые закрылки, а на законцовках возможна подвеска торцевых топливных баков емкостью по 305 л. Эти баки в теории являются съемными, но большинство эксплуатантов самолета крепят торцевые баки на постоянной основе.Небольшие размеры самолета предопределили его очень плотную компоновку, заставив конструкторов использовать по максимуму все внутренние объемы планера, включая гаргрот. На гаргроте расположена горловина централизованной заправки топливом самотеком, хотя штатно заправка выполняется под давлением через горловину на нижней поверхности фюзеляжа. В центральной секции фюзеляжа размещен мягкий топливный бак емкостью 327 л. На гаргроте смонтирован проблесковый световой маяк красного цвета, снижающий вероятность столкновения в воздухе.

Шесть подкрыльевых пилонов (потри под каждой консолью) предназначены для подвески вооружения, сбрасываемых топливных баков и контейнеров со спецоборудованием. Масса подвесной нагрузки не должна превышать 1962 кг, но в случае максимальной заправки топливом и при наличии ПТБ, масса полезной нагрузки уменьшается до 769 кг. Изображен самолет ВВС Бразилии с вооружением для нанесения удара по наземным целям. На внутренних пилонах подвешены два 332-литровых топливных бака, на средних пилонах—бразильские семизарядные блоки НАР Avbras SBAT-70 калибра 70 мм. НАР SBAT-70MT со складываемым оперением предназначены для вооружения малоскоростных самолетов и вертолетов, хотя МВ-326 способен нести НАР SBAT-70M1, оперение которых не складывается. Ракета может комплектоваться боевыми частями семи типов, включая противотанковую и осколочную. Самолет также способен нести два контейнера Aermacchl с 12,7-мм пулеметом и шесть 118-кг бомб.