Турбовинтовой штурмовик Wyvern


Первым самолетом (если не считать выпуск Walrus в первой половине 1920-х годов), спроектированным компанией «Westland» для авиации британского флота, стал противолодочный штурмовик Wyvern. Его начали разрабатывать как поршневую машину, однако на вооружение приняли в варианте с ТВД. В 1956 году Wyvern стал первым в мире турбовинтовым самолетом, принявшим участие в боевых действиях. В 1943 году Министерство снабжения под впечатлением использования самолета Beaufighter сформулировало несколько спецификаций на истребитель палубного базирования, способный при необходимости выполнять сброс торпед. Первой на спецификацию ответила компания «Westland», создав истребитель с 24-цилиндровым мотором Rolls-Royce Eagle мощностью 2400 л. с., установленным в середине фюзеляжа за кабиной. Мотор работал на два соосных винта противоположного вращения. От данного проекта быстро отказались в пользу более традиционного варианта с мотором в носовой части фюзеляжа. В это время «Westland» решила использовать на своем самолете Wyvern турбовинтовой двигатель, хотя летные испытания первого ТВД начались только в сентябре 1945 года (на Meteor).

Wyvern  самолет цельнометаллической конструкции с монококовой хвостовой частью и увеличенной для лучшего обзора из кабины высотой середины фюзеляжа. Значительная высота фюзеляжа в середине позволила разместить перед кабиной два топливных бака. Передняя кромка складывающегося низкорасположенного крыла с закрылками Юнгмана выполнена прямой, законцовки  эллиптические. Толщина крыла достаточна для размещения в нем шасси в убранном положении, топливных баков, четырех 20-мм пушек и радиаторов охлаждения. Новинкой стало катапультное кресло. В 1944 году Министерство снабжения заказало шесть прототипов с моторами Eagle согласно спецификации N.11/44. План министерства предполагал поставку двух самолетов в британские ВВС в варианте истребителя сопровождения для Дальнего Востока  Wyvern представлялся удачным кандидатом на эту роль. Однако испытания самолета не проводились, так как ВВС по дальности полета вполне устраивали de Havilland Hornet и Hawker Tempest Mk II.

Задержки с поставкой очень сложных двигателей Eagle привели к тому, что первый полет на прототипе Wyvern (TS371)летчик-испытатель компании «Westland» Харольд Пенроуз выполнил лишь 16 декабря 1946 года. В том полете впервые в воздухе проверили и мотор. Полет прошел удачно, второй прототип поднялся в воздух в 1947 году, оставшиеся четыре  в 1948 году. Все прототипы принимали участие в испытательной программе, в ходе которой выявились многочисленные дефекты, в основном связанные с винтомоторной группой. Неудовлетворительная смазка винта стала причиной катастрофы первого прототипа в октябре 1947 года. Тем не менее «Westland» получила заказ на 20 предсерий-ных Wyvern TF.Mk 1, но построили только семь. Дело в том, что возрос интерес к варианту с ТВД. Компании «Rolls-Royce» и «Armstrong Siddeley» разработали двигатели Clyde мощностью 4000 л. с. (тяга более 6,9 кН) и Python мощностью 3560 л. с. (тяга 4,9 кН), соответственно. Было заказано три прототипа: два с двигателем Python и один  с Clyde. Последний (TF.Mk 2 VP120) поднялся в воздух 18 января 1949 года. В первом полете испытывались и самолет, и двигатель. Полет получился коротким: из-за течи топлива пришлось аварийно садиться.

Компания «Rolls-Royce» вела разработку еще одного ТВД  Dart, а работы по Clyde свернула, поэтому в перспективе на Wyvern решили ставить Python. К этому времени началось изготовление партии 200 предсерийных TF.Mk 2 с ТВД Clyde, но все самолеты переделали под двигатель Python  непростая переделка, так как ТВД от «Armstrong Siddeley» обладал большими размерами и реактивными патрубками. Первый из этих самолетов поднялся в воздух в феврале 1950 года. В том же году первый полет выполнил двухместный Т.Мк 3 (VW867) с ТВД Python. Девять из 20 предсерийных TF.Mk 2 собрали как S.Mk 4. Максимальная скорость Мк 4 на высоте 3050 м составляла 612 км/ч, дальность полета 1464 км, а вооружение включало четыре 209-мм пушки. На внешней подвеске самолет мог нести одну 1134-кг торпеду, три 454-кг бомбы или 1641-кг ракет. Получился чисто ударный самолет. Маневренность машины ограничивалась недостаточной прочностью фюзеляжа из-за наличия длинной носовой части. Хотя S.Mk 4 получился сложным в пилотировании, построили 87 серийных самолетов, поступивших с мая 1953 года на вооружение четырех строевых эскадрилий морской авиации  813-й, 827-й, 830-й и 831-й.

В боевых действиях Wyvern приняли участие единственный раз  в 1956 году. На авианосце «Игл» 837-я эскадрилья была переброшена в Средиземное море, где в ноябре Великобритания и Франция провели военную операцию в районе Суэцкого канала. Эскадрилья выполнила 82 вылета на нанесение ударов по наземным целям и разведку. Потери составили два Wyvern. К середине 1958 года Wyvern сняли с вооружения, 813-я эскадрилья была расформирована в апреле. Минимум один Wyvern уцелел  последний Mk 1 с двигателем Eagle (VR137), ныне он находится в музее авиации британских ВМС в Йовилтоне. Семь лет прошло между первым полетом Wyvern и поступлением первых самолетов в 1953 году на вооружение британской морской авиации. На самолете параллельно испытывались три новых двигателя, что и стало причиной такой задержки. К моменту принятия Wyvern на вооружение преимущества ТРД были уже очевидными. Для фирмы «Westland» Wyvern стал последним самолетом, в дальнейшем фирма полностью перешла на производство вертолетов.