Турбовинтовой самолет Saab 340

Шведский радиолокационный комплекс с фазированной антенной решеткой Erieye установлен на турбовинтовые самолеты Saab 340 и 2000 и реактивные самолеты EMBRAER, а также принят на вооружение ряда стран мира.В течение 1970-х годов шведские специалисты разработали высокоэффективные радиолокационные средства управления и контроля за воздушной обстановкой и системы обмена данными, предназначенные для военных потребителей. Поэтому когда в начале следующего десятилетия возникла потребность в разработке современного авиационного комплекса дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО), способного обнаруживать низколетящие цели на дальности около 60 км и обладающего боевым радиусом около 200 км, командование ВВС Швеции обратилось за помощью к своей промышленности. При этом особым требованием было обеспечение компактности всего комплекса.

Шведская компания «Ericsson Microwave Systems» (ныне «Saab Electronic Defence Systems») разработала новую многорежимную импульсно-доплеровскую РЛС с электронным сканированием луча, которая получила обозначение FSR 890 Erieye. Первые испытания РЛС прошли в середине 1980-х годов на борту переоборудованного авиалайнера Тр 88 (Metro), а к 1992 году на нем установили уже систему Erieye в полной комплектации. Наконец, в 1993 году в качестве носителя для комплекса Erieye был выбран самолет Saab 340.Компания получила заказ на шесть таких самолетов ДРЛО, которые первоначально получили обозначение 340AEW&C. Самолет был создан на базе планера Saab 340В, имевшего улучшенные характеристики при эксплуатации в условиях жары и горной местности и оснащенного более мощными двигателями GE СТ7-9В. Поставки первых четырех машин ВВС Швеции выполнены в 1997 году, они получили военное обозначение S 100В Argus. Самолеты вначале поступили в авиакрыло F16 в Уппсала, но затем были переданы в авиакрыло F17.

Шведские S 100В действуют в составе национальной системы ПВО, которая носит название StriC и включает в себя также расположенные в подземных бункерах пункты управления и контроля. Но в отличие от американского Е-3 Sentry шведский Argus не является самолетом ДРЛО и управления (ДРЛОиУ) и не предназначен для боевого управления войсками. Экипаж самолета состоит из двух летчиков, а все данные с РЛС посредством высокоскоростных линий обмена данными передаются на КП системы ПВО, где и происходит их обработка и сопоставление с данными от других источников (наземные РЛС и другие системы обнаружения), что позволяет в итоге составить точную картину обстановки. Данные с РЛС Erieye могут передаваться на другие самолеты, например, истребители JAS 39 Gripen или даже на корабли шведских ВМС.Примечательно, что в мирное время самолеты Argus периодически переоборудуются в 30-местные транспортные  для повышения эффективности их эксплуатации.

Попытки найти для Erieye зарубежных заказчиков начались в середине 1990-х годов и привели к определенному успеху.В ходе эксплуатации было выяснено, что как носитель РЛС самолет Saab 340 имеет недостаточные характеристики, особенно в части высоты крейсерского полета, поэтому следующим шагом стало решение приспособить под носитель-Erieye реактивный региональный авиалайнер ERJ-145. Первый заказ на такую машину поступил от Бразилии, которой требовался самолет такого класса в рамках программы SIPAM/SIVAM (контроль за бассейном реки Амазонка).В итоге были созданы модификации EMBRAER R-99A и R-99B.Следом за Бразилией последовал заказ от Греции. Греческие-ВВС в качестве временной меры приняли в эксплуатацию два самолета S 100В, арендованные у шведов до июля 2003 года и позволившие подготовить греческих летчиков к применению новой системы. Кроме того, заказы на Erieye на базе самолета Saab 340 поступили от ОАЭ и Таиланда (по две машины каждая).Следующим шагом стало создание комплекса ДРЛО на базе авиалайнера Saab 2000  впервые такой самолет был продемонстрирован компанией «Saab» на Парижском авиасалоне в 2003 году.

Новый самолет имел существенно лучшие характеристики по сравнению с Saab 340: более высокие скорость и продолжительность полета (10 часов против 6 часов у Saab 340), высота полета превышала 9148 м и другие. Самолет также отличался более высокой эффективностью техобслуживания и улучшенными характеристиками при эксплуатации в условиях жаркого климата и гор. Кроме того, был модернизирован и сам комплекс Erieye, способный теперь более эффективно осуществлять поиск надводных целей.ВВС Пакистана размесили заказ на четыре Saab 2000AEW8cC, первый самолет поставлен в конце 2009 года. По некоторым данным, несколько Saab 2000 заказала Саудовская Аравия (в том числе «чистые» транспортные).Saab 2000AEW&C  один из кандидатов на поставку в ВВС ОАЭ, которые пока эксплуатируют полученные в 2010-2011 годах два самолета типа Argus. Тем временем в самой Швеции два Argus прошли в 2010 году модернизацию в вариант S 100D или ASC 890, где «ASC» означает «Airborne Surveillance and Control», то есть ДРЛОиУ На самолетах установлены три рабочие станции, как и на других самолетах ДРЛОиУ, а также линия обмена данными Link 16.