Тактический бомбардировщик Як-28


После создания удачного прототипа тактического бомбардировщика Як-129 (Як-28 «Brewer») было принято решение разработать на базе его планера разведывательный самолет, самолет РЭБ и перехватчик.В марте 1958 года ОКБ Яковлева получило задание приступить к разработке нового двухместного сверхзвукового тактического бомбардировщика, являвшегося дальнейшим развитием семейства самолетов Як-25.

В составе силовой установки было решено использовать два ТРДФ Туманского Р-11 тягой по 51,96 кН, уже опробованных на высотном разведчике Як-25РВ. Техническое задание оговаривало максимальную бомбовую нагрузку 3000 кг, потолок 16000-17000 м, взлетную дистанцию 1000 м и скорость 1500-1600 км/ч.В результате получившийся прототип Як-129 напоминал гибрид Як-26 и Як-27Р, но имел и ряд отличий, в том числе и двигатели Р-11А-300, сделанные на базе Р-11-300, использовавшихся на прототипах МиГ-21. Конструкция крыла Як-129 была близкой к конструкции Як-27Р, отличаясь от нее увеличенной хордой, а фюзеляж был подобен Як-26, но со вставленным дополнительным отсеком. Шасси также напоминало Як-26, хотя имело возможность «приседания» на заднюю стойку для увеличения угла атаки при взлете.Первый прототип, Як-129 «57», прошедший летные испытания в мае — октябре 1958 года, был, пожалуй, лучшим из двухдвигательных реактивных самолетов Яковлева и продемонстрировал великолепные взлетно-посадочные характеристики. За этой машиной последовали еще два прототипа (Як-28-2 и Як-28-3) уже с серийными двигателями Р-11АФ-300 тягой по 59,31 кН. В начале 1960 года после завершения испытаний в НИИ ВВС самолет, получивший к тому времени переставной стабилизатор, был запущен в серийное производство на заводе в Иркутске. Первый серийный вариант, Як-28Б (по классификации НАТО — «Brewer-А»), был подобен Як-28-2, но получил полный набор оборудования, включая РЛС РБП-3, установленную за передней опорой шасси.

В остекленной носовой части был установлен оптический прицел ОБП-115, также самолет получил возможность нести под крылом ПТБ.В 1962 году, после постройки 37 самолетов Як-28Б, начался выпуск Як-28И («Brewer-С»), и оба варианта поступали на вооружение частей Фронтовой авиации, заменяя в ней Ил-28. Для повышения летных характеристик в зимних условиях один Як-28Б использовался ОКБ для испытаний пары стартовых ускорителей СПРД-118 под фюзеляжем и противоскользя щих колес КТ-82 на носовой стойке, ставших стандартом для Як-28 позднего выпуска.Як-28Л («Brewer-B») был похож на Як-28И и разрабатывался с целью повышения точности бомбометания. Вместо РЛС была установлена навигационная система ДБС-2С «Лотос». Хотя упростилась загрузка бомб и заправка самолета, что позволило сократит] время подготовки, Як-28Л теперь зависел от сигналов, получаемых с наземных станций, что снижало радиус действия и не позволяло производить атаки с малых высот. Як-28Л, завершивший испытания в конце 1962 года, получил форсированные ТРДФ Р-11АФ2-300 в гондолах с новыми воздухозаборниками и управляемыми выхлопными соплами. С1962 года было построено 111 Як-28Л. Из-за отсутствия РЛС он был самым быстрым вариантом бомбардировщика. Кроме того, на Як-28Л вместо пушки НР-23 установили пушку ГШ-23Я со скорострельностью 3600 выстрелов в минуту.

Между тем в производство был запущен улучшенный Як-28И, ставший самым массовым самолетом среди бомбардировщиков. Были поставлены 223 машины, все с двигателями Р-11АФ2-300 в новых гондолах. Обозначение самолет получил благодаря установленной на нем РЛС «Инициатива-2», занявшей дополнительный отсек фюзеляжа и работавшей совместно с автопилотом АП-28К для повышения точности бомбометания. Новая РЛС позволяла экипажу вести поиск целей над сушей и морем независимо от наземных средств наведения.Один самолет использовался в качестве прототипа разведчика Як-28БИ, оснащенного РЛС бокового обзора «Булат», установленной в бомбоотсеке. В 1964-1965 годах Як-28И послужил прототипом для ударного Як-28Н, вооруженного парой противорадиолока-ционных ракет Х-28Р. Еще одним неудачным вариантом с ракетным вооружением стал Як-28МИ, проходивший испытания в 1969 году и имевший под крылом четыре узла подвески для ракет «воздух—поверхность».

Базой для создания перехватчика Як-28П («Firebar») стал комплекс К-8М, включавший РЛС «Орел-Д» и семейство ракет «воздух-воздух» Р-8М с дальностью 8-12 км. Разработка шла гладко, так как многие из систем комплекса уже были отработаны на Су-11. Вместо бомбоотсека разместили дополнительный запас топлива, пушки были сняты, конструкция планера усилена, а РЛС установили в новой носовой части. Штурман/оператор оружия сидел позади летчика под общим фонарем. Станция радиокомандного наведения «Лазурь» позволяла осуществлять перехват в сложных метеоусловиях. Впервые взлетевший в 1960 году, Як-28П с ТРДФ Р-11АФ2-300 долгое время служил в ВВС, в основном действуя с коротких ВПП в арктических регионах. В 1962-1967 годах построили в общей сложности 435 самолетов, причем машины позднего выпуска соответствовали стандарту Як-28МП, который получил возможность нести ракеты Р-ЗС, РЛС «Орел-ДП» в новом обтекателе и форсированные двигатели Р-13Ф-300, обеспечивающие высокие характеристики: с четырьмя ракетами «воздух—воздух» под крылом самолет развивал скорость 2400 км/ч, а его потолок составлял 17000 м.

В 1961 году в ОКБ Яковлева начали разработку усовершенствованного разведчика на базе планера Як-28, предназначенного для замены Як-27Р. За основу был взят Як-28И с модифицированным остеклением кабины штурмана, поднятым фонарем кабины пилота, увеличенным запасом топлива и тремя отсеками для сменного разведывательного оборудования на месте бомбоотсека. Самолет получил доработанную РЛС «Инициатива^», а в отсеках могли устанавливаться пять комплектов разведывательной аппаратуры: для дневной съемки с малых высот, щелевые фотоаппараты, установку для топографической съемки с больших и средних высот и аппарат для ночной съемки со светоимпульсной установкой. Пятый комплект включал станцию радиотехнической разведки «Ромб». После обширных испытаний до 1970 года было построено 183 Як-28Р («Brewer-D») в пяти вариантах.Один Як-28Р был переделан в Як-28ТАРК для испытаний комплекса ТАРК-1, способного передавать полученные изображения на наземную станцию, используя новую подфюзеляжную антенну в обтекателе. В 1967 году после войсковых испытаний ТАРК-1 был установлен на нескольких Як-28Р. Небольшое число Як-28Р было переделано в радиационный разведчик Як-28РР, предназначенный для исследования атмосферы после ядерных испытаний. На экспериментальном разведчике Як-28РЛ была установлена система «Лотос» с бомбардировщика Як-28Л.

В 1967 году на базе Як-28Р был создан самолет РЭБ Як-28ПП («Brewer-Е»), Пушку и разведывательное оборудование на нем заменили комплексом РЭБ, включавшим станции постановки помех «Букет» и «Фасоль-1» и устройство сброса «Автомат-2И». Также для постановки пассивных помех могли использоваться блоки НАР УБ-16-57УМ под крылом, снаряженные ракетами С-5П. Они могли пускаться автоматически, по команде станции предупреждения об облучении «Сирена-3». Для повышения точности навигации Як-28ПП был оснащен доплеров-ским измерителем скорости и сноса ДИСС-ЗИ «Стрела», связанным с вычислителем. До появления этой машины подавление средств ПВО могли осуществлять только дозвуковые Ту-16.Як-28Р оказался долгожителем среди всех вариантов Як-28, оставаясь на вооружении до начала 1990-х годов, когда появились Су-24МР. Так, базировавшийся в Вернойхене, ГДР, 931-й РАП летал на этих самолетах до 1989 года, когда их заменили на МиГ-25БМ.Первым специализированным учебным самолетом с двойным управлением был Як-28У, прототип которого построили в 1962 году. Созданный на базе первоначального «короткого» фюзеляжа, Як-28У («Maestro») получил новую носовую часть с кабиной инструктора на месте кабины штурмана. Все вооружение с самолета было снято. В ходе испытаний Як-129У был облетан 16 пилотами НИИ ВВС. После завершения испытаний в 1964 году было построено 183 таких самолета.