Сверхзвуковой учебный самолет Т-38 Talon

Поступивший на вооружение в 1961 году, Т-38 Talon зарекомендовал себя безопасным и экономичным учебным самолетом, на котором прошли обучение около 60000 курсантов ВВС США и других стран НАТО. Построенный в количестве 1187 экземпляров, он стал самой массовой специализированной учебной сверхзвуковой машиной.Живучий Т-38 Talon фирмы «Northrop» оставался стандартным самолетом для продвинутой подготовки в ВВС США более 50 лет. Свыше 500 Talon продолжают летать, большинство в AETC (Air Education and Training Command), машины которого сведены в восемь эскадрилий.



Т-38 представляет собой построенный по классической схеме двухдвигательный низкоплан небольших размеров с трапециевидным крылом и тонким, спрофилированным по «правилу площадей» фюзеляжем. Вместе с Mitsubishi Т-2 он является единственным учебным самолетом, предназначенным для полетов на сверхзвуковой скорости. Кресло инструктора установлено позади и на 0,25 м выше кресла курсанта. Для помощи инструктору в каналы управления по тангажу и крену включены демпферы, облегчающие пилотирование курсантам. Руль направления оснащен бустерами, а низкорасположенные стабилизаторы являются цельноповортными.

Трапециевидное крыло имеет небольшую стреловидность по передней кромке, а триммеры на нем отсутствуют. Элероны снабжены бустерами. На нижней поверхности фюзеляжа, перед нишами основных стоек шасси, размещаются два воздушных тормоза. Шасси с управляемой носовой стойкой имеет широкую колею. Силовая установка состоит из пары ТРД General Electric J85-GE-5A тягой по 17,13 кН.Т-38 создавался компанией «Northrop» параллельно с истребителями семейства F-5. Первый YT-38 (58-1191) поднялся в воздух 10 апреля 1959 года.После испытаний трех YT-38 в конце 1959 года ВВС США выдали заказ на первую партию серийных Т-38А. Самолет был принят на вооружение 17 марта 1961 года, когда на авиабазе Рэндольф в Техасе было сформировано первое подразделение Talon — 3510-е учебное крыло.24 августа 1961 года Жаклин Кохрейн стала первой женщиной, летавшей быстрее звука, когда установила восемь рекордов на Т-38А раннего выпуска. В сентябре и октябре 1961 года майор Уолтер Ф. Дэниел установил на Т-38А четыре рекорда скороподъемности.

Вариант T-38A(N) используется НАСА для подготовки астронавтов. От стандартных машин он отличается обогреваемыми кромками воздухозаборника, УКВ-радиостанцией и рядом других мелких доработок. ВМС США использовали небольшое число обычных Т-38А, беспилотных Shaman QT-38A и самолетов управления DT-38A.Часть ранних Т-38А была оснащена узлами подвески вооружения для отработки программы «lead-in fighter trainer» (LIFT), обеспечивающей подготовку курсантов к полетам на современных истребителях, таких как F-15 Eagle. Программа также позволяет подготовить к полетам на истребителе опытных пилотов, летавших на самолетах другого типа. Всего было построено 132 самолета LIFT Т-38В.На варианте Т-38В центральный пилон позади второй кабины был рассчитан на подвеску многозамкового держателя SUU-20/A для ракет и практических бомб, бомбодержателя для практических бомб и контейнера SUU-11 с 7,62-мм пулеметом Minigun. Подготовка по программе LIFT проводилась на обоих вариантах (А и В) Т-38 в 479-м тактическом учебном авиакрыле на авиабазе Холломен в Нью-Мексико до 1991 года, когда его статус был понижен до авиагруппы.В 1996 году ВВС США развернули программу «Pacer Classic» по продлению ресурса Т-38 до 2020 года. Работы, проведенные «McDonnell Douglas», включали замену катапультных кресел, тормозов, колес и системы управления с одновременным усилением лонжеронов крыла, установкой нового фонаря, устойчивого к столкновениям с птицами, и доработками ТРД GE J85. Усовершенствованные Talon получили обозначение Т-38С.

Будущие боевые пилоты ВВС США, готовящиеся по программе BAFT (bomber, attack, fighter training), проходят продвинутую подготовку на Т-38 после первоначального обучения на самолете Raytheon/Beechcraft Т-6А Texan И. Сверхзвуковой Т-38 позволяет им ознакомиться с особенностями современных машин. До начала 1990-х годов абсолютно каждый пилот ВВС США должен был пройти подготовку на Т-38А. Сегодня потенциальные пилоты многомоторных самолетов переходят с Т-6 А на Raytheon Т-1А Jayhawk.Кроме задач повышенной подготовки, решаемых Т-38 АЕТС, еще 90 Т-38А задействованы в экономичных программах повышения квалификации пилотов, осуществляемых Боевым авиационным командованием и Командованием материально-технического обеспечения ВВС США. Т-38А также используется большинством авиакрыльев тяжелых бомбардировщиков ВВС США, включая 509-е, вооруженное В-2А Spirit, и 9-м разведывательным авиакрылом, расквартированными на базе Биэль в Калифорнии.