Сверхзвуковой самолет РЭБ "SparkVark"


Потери израильской авиации от советских ЗРК в ходе войн 1967 и 1973 годов позволили специалистам ВВС США сделать вывод  контейнеры РЭБ, которые использовали истребители-бомбардировщики, уже не могут обеспечить полноценную защиту самолетов.В итоге на базе серийного F-l 11А компании «General Dynamics» был создан специализированный самолет радиоэлектронной борьбы (РЭБ) EF-111A Raven. Разработка новой машины была поручена специалистам «Grumman», имевшим большой опыт в области РЭБ и осуществлявшим разработку самолетов РЭБ ЕА-6А для морской пехоты и модернизированного варианта ЕА-6В Prowler для авиации КМП и ВМС США.



Основу специального БРЭО самолета EF-111A составила система групповой защиты AN/ALQ-99E TJS (Tactical Jamming System), представлявшая вариант системы AN/ALQ-99, установленной на ЕА-6В. Raven получил более совершенное оборудование РЭБ, при этом оно располагалось в фюзеляже машины, а не в подкрыльевых контейнерах, как на ЕА-6В. Кроме того, благодаря более высокой степени автоматизации оказалось возможным обойтись не тремя как на Prowler, а одним оператором систем РЭБ. Как и на всех машинах семейства F-111, пилот и оператор систем РЭБ располагались плечом к плечу в кабине, которая вместе с носовой частью фюзеляжа выполнялась катапультируемой.Приемные антенны системы TJS находились под обтекателем на киле, а излучающие антенны располагались в переоборудованном отсеке вооружения  под обтекателем длиной 5 м. В состав бортового комплекса РЭБ также входили активные и пассивные системы, самолет оборудовался также ИК-системой поиска и слежения AN/ALR-23. В отличие от других представителей семейства F-111, вооружение EF-111А вклю-чало только пару УР «воздух—воздух» AIM-9.


Работы по EF-111А были начаты в 1972 году, но только в 1975 году «Grumman» получила контракт стоимостью 89,5 млн долларов на выполнение переоборудования двух прототипов  оба были облетаны в 1977 году. После продолжительного этапа испытаний первые серийные переоборудованные EF-111 стали поступать сначала в 366-е тактическое истребительное авиакрыло на авиабазе Маунтин-Хом (штат Айдахо), а затем в 42-ю эскадрилью РЭБ, дислоцированную на авиабазе Аппер-Хейфорд в Великобритании.



Боевое крещение EF-111А получил в ходе операции «Каньон Эль-Дорадо», проводившейся против Ливии в апреле 1986 года. Пять самолетов РЭБ сопровождали группу бомбардировщиков F-111F. Следующий раз EF-111 вступили в дело во время операции в Панаме в 1989 году, но главная их операция была еще впереди.EF-111 получил прозвище «SparkVark» (также часто использовалось прозвище «Fat Tail») и принял активное участие в операции «Буря в пустыне». Самолеты совершали боевые вылеты с авиабаз Таиф (Саудовская Аравия), где дислоцировалось 48-е (временное) тактическое истребительное авиакрыло, и Инджирлик (Турция), где находилось 7440-е (временное) авиакрыло. Самолеты в основном «глушили» различные РЛС противника, но в первую же ночь воздушной кампании один из «SparkVark» одержал и победу в воздухе  благодаря умелому маневрированию и применению комплекса РЭБ преследовавший его иракский Mirage F1 врезался в землю. Это был один из первых иракских самолетов, уничтоженных в операции, хотя утверждают, что как боевая победа он засчитан не был.



Компания «Grumman» модифицировала в вариант EF-111А 42 самолета F-111 А, часть из которых были ветеранами Вьетнама. В 1991 году оставшиеся в эксплуатации машины было решено подвергнуть модернизации (программа SIP  System Improvement Program). Однако окончание холодной войны и сокращение ВВС США в Европе отразились и на группировке Raven  42-я эскадрилья РЭБ была выведена из Европы в 1992 году. Но часть самолетов оставались в Саудовской Аравии и Турции  они привлекались, в частности, к операции НАТО в Боснии. Основная же масса F-111 и EF-111 была сведена в 27-е истребительное авиакрыло на авиабазе Кэннон, штат Нью-Мексико.Программу модернизации EF-111 отменили, в июле 1996 года списали последние бомбардировщики F-111F, а оставшиеся самолеты РЭБ должны были разделить их участь до конца столетия. В реальности 429-я эскадрилья РЭБ была расформирована 1 апреля 1998 года  задачи РЭБ были тогда возложены на самолеты ЕА-6В из боевого состава авиации ВМС США.