Сверхзвуковой самолет CHENGDU J-7



Китайская копия во многом устаревшего МиГ-21 с ограниченной боевой эффективностью эволюционировала в очень удачный массовый боевой самолет. МиГ-21Ф спроектировали в конце 1950-х годов.К удивлению многих внешний облик этого поистине массового самолета почти не менялся на протяжении трех десятилетий. В то же время очень похожий на МиГ-21 китайский J-7 стал фактически новой машиной, способной эффективно выполнять широкий круг боевых заданий.История Jianjiji-7 (Fighter Aircraft 7, J-7 или F-7 на экспорт) уходит в начало 1960-х годов, когда СССР и Китай связывали дружественные отношения. Право на лицензионное производство МиГ-21Ф-13 и двигателей Р-11Ф-300 Китай получил в 1961 году. Но вскоре отношения двух стран резко ухудшились, что негативно отразилось на программе выпуска МиГ-21 в Китае. Передача китайцам документации на самолет и двигатель прекратилась в 1962 году, вместе с бумагами Китаю передали несколько готовых изделий. Несмотря на неполный комплект документации, китайские усилия по копированию МиГ-21 можно назвать успешными. Серийный J-7 выполнил первый полет в январе 1966 года.

Серия J-7 шла трудно из-за начавшейся в стране культурной революции, ставшей для авиапромышленности КНР настоящей катастрофой. На восстановление потенциала китайского авиапрома ушли годы. В большом количестве J-7 поступили на вооружение ВВС КНР лишь в 1980-е годы.Серийный выпуск J-7 осуществляли фирмы «Chengdu» и «Guizhou». Эти концерны занимались и модернизацией самолета, разработав фантастическое количество вариантов,  примерно 50!

Первые варианты J-7 строились очень ограниченной серией и популярностью у китайских летчиков не пользовались. В декабре 1978 года первый полет выполнил J-7II, чуть позже появились J-7IIA (с четырьмя подкрыльевыми пилонами) и J-7IIH (с расширенными возможностями в части поражения наземных целей).Попытки создания всепогодного многоцелевого самолета привели к появлению J-7III. Варианты J-7C и J-7D являются китайскими аналогами МиГ-21МФ; построили их немного, так как вооружение состояло лишь из четырех УР «воздух—воздух» малой дальности с ТГС, а БРЭО китайского производства надежностью не отличалось. Двигатель WP-13 от J-7III установили на «третье поколение» семейства — J-7E, который отличался новым крылом с изломом по передней кромке, обновленным БРЭО и более современной конструкцией планера. Первый полет J-7E выполнил в мае 1990 года, поступление в строевые части ВВС КНР началось в 1995 году.

В 2004 году на вооружение поступил J-7G с еще более совершенным БРЭО.Несмотря на поступление в ВВС КНР намного более совершенных истребителей, таких как Су-27, порядка 700 J-7 эксплуатируются строевыми частями китайских ВВС, в основном в объектовой ПВО. Снимаемые с вооружения J-7I дорабатываются в беспилотные мишени. J-7EB без вооружения использует пилотажная группа ВВС Китая «1 августа».



Небольшое количество J-7A было экспортировано в Албанию. Успех на внешнем рынке снискал F-7B, экспортный эквивалент J-7II, поставлявшийся в Египет и Ирак. Экспортным эквивалентом J-7ILA стал F-7M Airguard, поставленный в Бангладеш, Иран и Мьянму.Пакистан, стратегический союзник Китая, стал главным заказчиком F-7, получив примерно 200 F-7P (вариант F-7M) и F-7PG.Эскадрильи ВВС Пакистана получили первые F-7P в 1988 году. Хотя продолжительность полета F-7P составляла всего 40 минут (с подфюзеляжным баком), самолет вполне годился для использования в объектовой ПВО. Перехватчик обладает высокими скоростью и скороподъемностью, превосходной маневренностью, при этом у летчика был неплохой обзор из кабины.Постепенно самолеты F-7P заменили на F-7PG, вариант F-7M и экспортный эквивалент J-7E. Упрощенная версия F-7M поставлялась Ирану (как F-7N) и Зимбабве (F-7IIN).Серийный выпуск J-7 завершился в 2008 году после постройки 2400 самолетов. Примерно 600 машин F-7 экспортировано в Албанию, Бангладеш, Камбоджу, Египет, Иран, Ирак, Мозамбик, Мьянму, Северную Корею, Намибию, Нигерию, Судан, Йемен и Зимбабве.

Самолеты F-7, поставленные в 1980-е годы Ираку, использовались в ирано-иракской войне.В ходе операции «Буря в пустыне» в 1991 году большое количество F-7 ВВС Ирака было уничтожено на аэродромах, в войне 2003 года иракские F-7 участия не принимали.В недавней гражданской войне, бушевавшей в Шри-Ланке, тактический истребитель F-7GS ВВС Шри-Ланки ночью сбил легкий Zlin Z-143, пилотируемый летчи-ком-партизаном из «Тигров Тамил-Илама». Воздушный бой произошел 9 сентября 2008 года, Z-143 был сбит управляемой ракетой PL-5E, однако сам факт боя представители «Тигров Тамил-Илама» опровергают.