СУ-27 Дислокация: 1989-2009 годы


Окончание холодной войны привело к масштабной передислокации советских, а затем и российских воинских подразделений. Не обошла эта участь и подразделения ВВС, вооруженные самолетами Су-27. Авиаполки истребителей Су-27 обычно включали три эскадрильи, в каждой имелось по 12-16 самолетов. По состоянию на 1989 год, Су-27 состояли на вооружении 16 полков, а также двух центров боевой подготовки и переучивания личного состава  в Липецке (ВВС) и Савас-лейке (ИА ПВО). Авиаполки ИА ПВО (около 230 самолетов только в европейской части СССР) действовали с аэродромов Дземги, Гу-даута, Килп-Явр, Крымск, Нивен-ское, Рогачево, Вайнеде, Андижан и др. Подразделения, входившие в состав ВВС (138 самолетов), базировались на аэродромах Липецка, Кубинки, Миргорода, а также на польских аэродромах Хойна и Ключево. На базе полка в Кубинке была сформирована пилотажная группа «Русские витязи», летчики которой демонстрируют свое мастерство на истребителях Су-27.




Применение Су-27 во фронтовой авиации отечественных ВВС было достаточно ограниченным, а в конце 1980-х — начале 1990-х годов имевшиеся планы по крупномасштабному выпуску данных истребителей были заморожены. Первоначально главной задачей Су-27, равно как и МиГ-29, было завоевание превосходства в воздухе, а задача по уничтожению наземных целей была вторичной. Однако в ИА ПВО поступал другой вариант самолета, одноместный истребитель-перехватчик Су-27П (для ВВС выпускался Су-27С), в котором из системы управления вооружением была полностью исключена возможность «работы» по земле и несколько изменен состав БРЭО. В последующем развитие самолетов семейства Су-27(-30) пошло по пути создания многоцелевого авиационного комплекса, способного решать более широкий круг задач.

Авиаполки Су-27, дислоцированные в Польше, были выведены в Россию в 1992 году, а подразделения, находившиеся на территории союзных советских республик,вошли в состав ВВС новых независимых государств. Часть Су-27 была передана Казахстану. Постепенно на базе Су-27 для российских ВВС были созданы более современные модификации: модернизированный вариант Су-27М (часть самолетов поступила в войска, включая группу «Русские витязи»; на экспорт предлагался под обозначением Су-35); многоцелевой истребитель Су-35С (к предыдущему варианту не имеет отношения; отличается отсутствием ПГО, новыми двигателями, БРЭО и вооружением); созданные специально для ВВС России на базе экспортных вариантов многоцелевые истребители Су-30М2 (создан на базе экспортного Су-30МК2) и Су-ЗОСМ (на базе модификации Су-ЗОМКИ).

Также можно отметить двухместный самолет наведения и целеуказания Су-27ПУ, созданный на базе Су-27УБ и способный осуществлять одновременное наведение четырех истребителей-перехватчиков Су-27(построено пять или шесть таких самолетов; обозначение  голубые бортовые номера с 50-го по 55-й; переданы 54-му гвардейскому истребительному авиаполку ПВО, входившему в состав 148-го Краснознаменного ЦБП и ПЛС в Саваслейке). Отдельно необходимо отметить созданный на базе самолетов данного семейства, но радикально модифицированный двухместный истребитель-бомбардировщик Су-34, предназначенный в первую очередь на замену самолетов Су-24. Первоначально он обозначался как Су-27ИБ и Су-32ФН. Самолет отличается посадкой двух летчиков бок о бок и предназначен для поражения в первую очередь наземных и надводных целей, но также способен решать и задачи по борьбе с воздушными целями. Заключительный этап госиспы-таний Су-34 завершен в сентябре 2011 года, на сегодня построено более 20 серийных машин.

В свою очередь для авиации ВМФ России был создан вариант Су-27 корабельного базирования, получивший вначале обозначение Су-27К (Су-27КУБ  двухместный учебно-боевой вариант), а затем  Су-33. От базовой модели отличается рядом конструктивных изменений и измененным составом БРЭО. Первый полет Су-27К состоялся 17 августа 1987 года,1 ноября 1989 года он совершил первую посадку и взлет с палубы авианесущего корабля  ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», а в августе 1998 года был принят на вооружение. Самолеты находятся на вооружении 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка авиации ВМФ (Северный флот), но не так давно принято решение, согласно которому в перспективе основным палубным истребителем авиации ВМФ России станет МиГ-29К/КУБ. Первый контракт на поставку данных самолетов уже подписан.

Российские самолеты семейства Су-27 в боевой обстановке применялись только в ходе так называемой Абхазской войны 1992-1993 годов (один из Су-27, вылетевший на перехват грузинских Су-25, был сбит зенитной управляемой ракетой, пилот  майор В. А. Шипко погиб), многолетнего конфликта на Северном Кавказе (именно на Су-27УБ в Грозный прибыл 20 марта 2000 года Владимир Путин), а также во время операции по принуждению Грузии к миру в августе 2008 года.В годы холодной войны и после ее завершения Су-27 неоднократно вылетали на перехват зарубежных самолетов-разведчиков и самоле-тов-нарушителей. Так, в январе 1998 года Су-27 принудил к посадке в Храброво самолет L-29, вылетевший из Эстонии и нарушивший воздушное пространство России. Впрочем, легкомоторный самолет Cessna, пилотируемый Матиасом Рустом, Су-27 не остановили.Более активно Су-27 воевали за рубежом. В частности, истребители Су-27 из состава ВВС Эфиопии во время эфиопско-эритрейского конфликта 1998-2000 годов в воздушных боях, как утверждается, сбили три МиГ-29 из состава ВВС Эритреи.

К середине 1990-х годов в составе ИА ПВО насчитывалось 10 авиаполков Су-27, а в ВВС  шесть полков. Со временем было принято решение модернизировать строевые Су-27. В итоге появились модернизированные варианты Су-27СМ и Су-27СМ2, получившие модернизированные двигатели, РЛС и новое БРЭО, а также измененный состав применяемого вооружения (включая средства поражения класса «воздух—поверхность»). Первые пять Су-27СМ поступили в липецкий 4-й ЦБП и ПЛС в декабре 2003 года, а с декабря 2004-го по июль 2006 года на Су-27СМ был перевооружен первый строевой полк  23-й истребительный авиаполк (авиабаза «Дземги»),