Стратегический бомбардировщик Ту-95МС

По своей численности Ту-95МС является основным стратегическим бомбардировщиком российских ВВС.Он играет роль тяжелого носителя, вооруженного большим числом крылатых ракет Х-55 и Х-101.В декабре 1982 года Ту-95МС начали боевую службу в составе базирующегося в Семипалатинске 1023-го ТБАП (тяжелого бомбардировочного авиаполка) Дальней авиации (ДА). Когда в 1991 году был ратифицирован договор о сокращении стратегических наступательных вооружений START I, Ту-95МС уже был хорошо освоен в эксплуатации, а всего ДА получила 84 таких самолета. После развала СССР 21 Ту-95МС достался Украине, а 40-45 Ту-95МС- 16/Ту-95МС-6, базировавшихся в Семипалатинске,  Казахстану. В конечном итоге все Ту-95МС из Казахстана были переведены на дальневосточную базу Украинка. Еще около 20 Ту-95МС из состава 12-го Гвардейского ТБАП базировались в Энгельсе в Саратовской области.


Но оставшиеся на территории Украины Ту-95МС были объявлены собственностью этого государства. Самолеты должны были быть уничтожены в соответствии с условиями договора START I.Рационализация, проведенная после окончания холодной войны, сократила число боеготовых Ту-95МС в России до 66 машин. Это позволило сформировать три полка, примерно по 22 самолета в каждом, на двух авиабазах. Девятнадцать Ту-95МС-16 и два Ту-95МС-6 вошли в состав 22-й Гвардейской ТБАД (тяжелая бомбардировочная авиадивизия). Имевшее штаб в Энгельсе, это подразделение включало 184-й ТБАП, вооруженный Ту-95МС, и единственный российский авиаполк, оснащенный Ту-160. Большая часть парка Ту-95МС была сосредоточена на базе Украинка в Амурской области. Здесь размещалась 326-я ТБАД в составе двух полков Ту-95МС — 79-го ТБАП и 182-го Гвардейского ТБАП.В 1999 году первый Ту-95МС-16 был отправлен в Рязань для доработки в вариант Ту-95МСМ.В 2000 году Россия приобрела три дополнительных Ту-95МС (и восемь Ту-160) у Украины в зачет 285 млн долларов долга за поставки природного газа.Утилизация последнего из 29 единиц Ту-95МС прошла 17 мая 2001 года на торжественной церемонии на авиабазе Узин в Киевской области. По соглашению с Россией дополнительные российские Ту-95МС также были утилизированы в Украине. Один украинский Ту-95МС был отправлен в музей на авиабазе Полтава.

Важное для российских самолетов событие произошло в августе 2007 года, когда президент Владимир Путин объявил о возобновлении патрульных полетов российских стратегических бомбардировщиков после 15-летнего перерыва.Они должны были следовать теми же маршрутами, что и советские дальние бомбардировщики, над северной и северо-восточной частями Атлантики вдоль побережья Канады, Аляски и Алеутских островов, а также в других стратегически важных районах. Благодаря этому решению истребители США и стран НАТО стали регулярно «встречаться» с Ту-95МС. В июле и августе 2007 года истребители Tornado и Typhoon британских ВВС перехватывали Ту-95МС в районе Шотландии и над Северной Атлантикой. Также в августе за учениями ВВС и ВМС США в районе базы Гуам в Тихом океане вела наблюдение пара Ту-95МС.

Еще одно важное событие произошло в октябре 2008 года, когда в ходе учений с борта Ту-95МС была запущена крылатая ракета Х-55. Это был первый реальный пуск крылатой ракеты с 1984 года.В июле 2009 года российские официальные представители объявили (как этого требовали условия соглашения START), что на вооружении находится 63 бомбардировщика Ту-95МС.В январе 2010 года два Ту-95МС из Энгельса совершили патрульный полет над Северным Ледовитым океаном, длившийся 14 часов. В апреле того же года два Ту-95МС из Украинки совершили 15-часо-вой полет над Тихим океаном, осуществив дозаправку в воздухе.В конце 2010 года два Ту-95МС установили новый рекорд продолжительности полета, патрулируя в течение 40 часов. Их экипажи провели четыре дозаправки от танкеров Ил-78.В июле и сентябре 2011 года два Ту-95МС выполнили длительные полеты над северо-востоком Тихого океана и Японским морем.На их перехват были подняты истребители F-15 и F-2 Сил Самообороны Японии. Кроме того, в июне 2012 года Ту-95МС были перехвачены истребителями F-15 ВВС США и канадскими CF-18 неподалеку от Аляски.На 2012 год российские ВВС располагали 55 боеготовыми Ту-95МС. В это число не входят машины, используемые для обучения или проходящие ремонт и модернизацию.